![]() |
|
![]() |
![]() |
Одесщина снова на пороге медицинской реформы. Речь идет о внедрении новой стратегии в систему здравоохранения. Исполнителями станут местные органы власти, а ключевыми фигурами нового формата медуслуг – общественные (семейные) врачи.
Раскошеливайся, пациент!
В этой связи показателен общеизвестный факт. По заключению экспертов ВОЗ, самая высокая потребность (до 80-90%) наблюдается в первичной медицинской помощи, другими словами, в семейных врачах. Менее востребована специализированная помощь, еще меньше – высокоспециализированная. Но в Украине распределение финансовых ресурсов в структуре расходов на охрану здоровья осуществляется с точностью до наоборот. Стационарная помощь в коммунальной и государственной системе здравоохранения поглощает около 80-90% ресурсов. Парадоксально, но именно первичной, наиболее востребованной пациентами помощи, от бюджетных денег достаются крохи!
Давно не секрет, что большинство больниц превратились в своеобразные кассы по выплате зарплат персоналу. Примерно 80-90% выделяемых бюджетных средств предназначаются для этого. Если говорить об условной гривне, то это примерно 80-90 копеек. А на лечение и питание больных направляется оставшаяся мелочь.
Мы давно приучены к тому, что обычный, среднестатистический больной отправляется на стационарную койку со своим постельным бельем. Он ежедневно оплачивает полный список назначенных ему медикаментов, шприцов и систем для переливания крови. Платит и за выписанные для отделения санитарно-гигиенические принадлежности, за анализы, обследования, самостоятельно заботится о своем питании в стенах лечебного учреждения. При этом коррупционная составляющая в медицине расцветает день ото дня. Пациентам установлена негласная такса: сколько нужно заплатить врачу или процедурной сестре за поставленную систему, сколько отстегнуть за простую инъекцию. Стало нормой требование сделать благотворительный взнос в том или ином медучреждении.
Вопреки 49-й статье Конституции Украины, бесплатной медицины по существу больше нет. Каждый платит за свое лечение. Но не в больничную кассу, не по страховому полису. Платит наличными в чужой карман. Бюджетная медицина уже не просто серьезно хромает на обе ноги. Она нуждается в незамедлительной, кардинальной переверстке. С учетом того, что никто так не заинтересован в качественных и доступных медицинских услугах, как сами пациенты.
Реформировали, да недореформировали
Практически с самого начала обретения Украиной независимости реформирование системы здравоохранения вносили в число наиболее актуальных задач. Но доныне ситуация в сфере бюджетного здравоохранения тупиковая: медицина балансирует на грани фактического банкротства, а государство не в состоянии содержать ее на должном уровне.
В госбюджете-2016 на здравоохранение запланировано 56,5 миллиарда гривень. Это значительно меньше прошлогодних цифр. Но, судя по экономическим показателям, реальные потребности украинской медицины в наступившем году без ее экстренного реформирования окажутся еще затратнее. По оценкам Минздрава переход к изменениям продлится до трех лет – при условии, что реформу не будут саботировать.
Три года назад Одесщина уже принимала активное участие в медицинской реформе. Результаты пилотного эксперимента в Киеве и трех областях (с необходимыми поправками) легли в основу изменений по всей стране. Основная цель намеченных преобразований заключалась в рациональном использовании бюджетных средств, доступности медпомощи для населения и существенном улучшении качества медуслуг.
Первоначально медицинскую реформу восприняли с огоньком. В городе Белгороде-Днестровском и в районе активно включились в работу депутатские и специальные комиссии – для выработки решения по оптимизации медицинского процесса и его последующего утверждения на соответствующих сессиях.
Первым шагом планировалось создать на базе центральной районной больницы центр медико-санитарной помощи. Вторым – на основе центральной городской больницы организовать госпитальный округ. Определенное удобство состояло в том, что оба медучреждения, в сумме имеющие два хирургических, травматологических, терапевтических, детских отделения и два роддома, находятся практически в сотне метров друг от друга. Казалось, что слияние дублирующих друг друга медицинских стационаров, лучшего современного медоборудования и наиболее квалифицированного персонала – выигрышный вариант! При этом сэкономленные бюджетные средства планировалось направить на совершенствование качества медицинских услуг. Но данная реформа в Белгород-Днестровском районе зависла в воздухе.
Когда в товарищах согласья нет…
– Мы подготовили требуемый пакет документов и получили все необходимые лицензии и аккредитации для работы медучреждения вторичного уровня медпомощи. Теперь горбольница имеет соответствующий статус, – рассказывает Игорь Десятник, главный врач Белгород-Днестровской многопрофильной больницы. – В ходе реформирования некоторые должности сократили, другие объединили, получив весомый экономический эффект. Но при этом центр первичной медико-санитарной помощи на базе райбольницы так до сих пор и не создан. Хочу дополнить, что с точки зрения оказания медпомощи городская база здравоохранения оказывается более значительной. У нас накоплено современное медицинское оборудование, есть компьютерный томограф, работают ургентные службы по пяти специальностям, созданы условия по партнерским родам и многое другое. Мы готовы принять стационарные отделения и узких специалистов из района.
Но реформа, начатая с высокого старта, захлебнулась еще весной 2013 года. Во властные районные структуры посыпались письма из села Шабо с просьбами не лишать людей возможности получать стационарное лечение на местах. Шабовцы настаивали не только на сохранении статуса участковой больницы с травматологическим и инфекционным отделениями, роддомом и гинекологией, но и просили добавить детское отделение.
Аналогичная ситуация повторилась в декабре 2015 года, буквально накануне принятия нового бюджета. В преддверии наступающей медицинской реформы делегация городской власти прибыла для осмотра Шабовского родильного отделения. Кроме очередной конфликтной ситуации, из этого своеобразного марш-броска ничего не вышло. К слову, как и ранее, в районном бюджете 2016 года Белгород-Днестровский райсовет предусмотрел средства на финансирование и первичного, и вторичного уровней медпомощи.
Второго февраля состоялось совместное совещание Белгород-Днестровского райсовета и РГА по теме реорганизации сферы здравоохранения. В итоге даны поручения о подготовке создания центра первичной медицинской помощи на базе КУ «Староказацкая районная больница» и центра вторичной медицинской помощи на базе Белгород-Днестровской центральной районной больницы.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |