![]() |
|
![]() |
![]() |
Одесский облсовет принял волевое решение и дал старт процессу передачи городу знаковых для него зданий и памятников. И пусть пока речь идет о десяти объектах — в том числе и здание самой мэрии, которое, как оказалось, Одессе так же не принадлежало — но этой победе городских властей предшествовали два года публичных споров, громких заявлений и попыток договориться.
ЧТО КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ
Одесский облсовет спустя почти два года после начала переговоров принял решение о начале поэтапного процесса передачи памятников архитектуры в собственность города.
Решением предписано «передать недвижимые объекты — памятники архитектуры в коммунальную собственность территориальной громады г. Одессы, а управлению областного совета по имущественным отношениям, управлению культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия совместно с горсоветом осуществить передачу-приемку указанных объектов».
При этом отдельные помещения в соответствующих объектах приема-передачи, ранее приватизированные, останутся в частной собственности.
Напомним, что этот вопрос впервые возник в июне 2014 года, когда усилиями только что ставшего мэром Геннадия Труханова стало известно, что в сфере городской и областной собственности полный бардак, а огромное количество самых знаковых для Одессы зданий и памятников — начиная от Потемкинской лестницы и заканчивая самим зданием мэрии — городу не принадлежит, находясь на балансе областной власти. Конечно, об этой проблеме знали и предыдущие мэрские «головы», головы которых, видимо, были забиты другими вещами.
Изначально в списке, который город потребовал у области, было 370 зданий и памятников. Чего в этом списке только нет. Некоторые улицы, вроде Ланжероновской и Гоголя, туда попали практически полностью, есть больницы, вузы, и даже Потемкинская лестница и Воронцовский маяк.
Выяснилось, что даже многие жилые здания, в которых ныне живут одесситы, принадлежат области, которая, впрочем, не имеет ни возможности, ни права эти дома обслуживать.
Тем не менее область не спешила расставаться с домами, корректируя список в сторону уменьшения.
«В облсовете ходят и вычеркивают объекты. Из 370 зданий уже осталось 350, потом 320, сейчас 256 зданий и памятников, завтра будет еще меньше», — отмечал тогда Геннадий Труханов.
ГОРОД ПОТОРОПИЛСЯ
В итоге, после неоднократных встреч с руководством облсовета и облгосадминистрации, получив клятвенные заверения в дружбе и признательности, мэрия Одессы вынесла на июньскую сессию 2014 года проект решения «О даче согласия на принятие в коммунальную собственность территориальной громады
г. Одессы недвижимых объектов культурного наследия, находящихся на территории города».
Глава города пояснил, что все, что вызывало сомнение, было исключено. Остались в списке только жилые дома и многие памятники — числом 330.
Вопрос, конечно, тоже вызывал споры. Некоторых депутатов огорчало то, что городу придется тратить деньги на содержание этих зданий. Но все же решение было принято подавляющим большинством голосов, а департаменту коммунальной собственности Одесского городского совета было дано поручение сформировать комиссию по приему-передаче недвижимых объектов культурного наследия.
А потом началось самое интересное. В духе знаменитой товарной концепции «Утром — деньги, вечером — стулья» Одесский облсовет должен был на следующий же день (как раз намечалась очередная сессия совета) принять аналогичное решение.
Но не тут-то было. По-простому, как тогдашнее руководство облсовета, так и депутаты просто «кинули» Одессу.
Одесский облсовет снял с повестки дня вопрос о передаче старинных зданий городу, якобы перенеся его на следующую сессию, в сентябре 2014 года. Разумеется, что в последующем вопрос «замяли», и в сентябре, и в октябре, и на всех последующих сессиях вплоть до нынешней, этот вопрос больше не поднимался. Между тем за это время сменилось 4 руководителя обл-совета — Николай Тиндюк, Алексей Гончаренко, Михаил Шмушкович и Анатолий Урбанский.
НЕ ПОДЕЛИЛИ ПОТЕМКИНСКУЮ ЛЕСТНИЦУ
Как отмечал Геннадий Труханов, «в свое время Одесская область через суд признала право собственности на 400 объектов. Сейчас пытаемся вернуть хоть часть из них, полтора года просим, но каждый раз, как доходит до сессии, этот вопрос снимается с повестки дня. Другого объяснения не вижу, кроме как нечистоплотные намерения отдельных лиц на эти строения».
Заметим, что подобная позиция областной власти ставит крест и на многих амбициозных проектах мэрии. Например, летом 2015 года Геннадий Труханов озвучил проект масштабной реконструкции Потемкинской лестницы с обустройством под ней прохода, который бы соединил Стамбульский и Лунный парки.
Идея состоит в том, чтобы можно было с Думской площади спуститься в парк, пройти прямо по аллее, потом пройти под лестницей и выйти в Лунный парк.
В качестве основы для будущего прохода предлагается использовать имеющиеся под Потемкинской лестницей ниши, своды которых необходимо укрепить.
«Но мы не можем этим заниматься, потому что сегодня это — областная собственность. Не знаю, что они хотят делать с лестницей. Поэтому либо пусть сами займутся реконструкцией, либо позволят нам», — сказал он.
СОБАКИ НА СЕНЕ
Надо признать, что Одесский облсовет все это время не выделял каких-то существенных средств на эти здания. Надежда на нормальное финансирование их содержания была только на госбюджет. Еще в 2004 году было принято постановление Кабинета министров «Об утверждении программы комплексного социально-экономического развития Одессы на 2005-2015 годы». В рамках программы планировалось провести реконструкцию ряда памятников архитектуры, в том числе ансамбль Приморского бульвара, Потемкинскую лестницу, часть жилых домов исторической застройки центра Одессы. Общая стоимость программы составляла почти 4,9 млрд. грн. Однако деньги до Одессы почти не доходили, оседая в обладминистрации и облсовете. А последние несколько лет программа и вовсе не финансировалась. И казалось бы, областному собранию логично избавиться от недвижимости, на которую когда-нибудь все же придется тратить существенные суммы в условиях бюджетных проблем, но тут уже депутаты предпочли роль «собак на сене».
ТОП-10
К сожалению, вопрос о принадлежности Потемкинской лестницы не решен и поныне. В списке из десяти объектов, которые сейчас решением областного совета первыми передают городу, ее нет. Зато там есть памятник Дюку.
Речь идет о таких зданиях, как «Бесплатная народная читальня» 1890-1891 годов постройки (переулок Книжный, 1, сейчас там библиотека), мост по линии трамвая № 19 1910 года (ул. Дача Ковалевского (Амундсена), 3), «Ришельевское трамвайное депо» 1910 года постройки (ул. Водопроводная, 1), «Старая биржа» (здание горсовета) 1828-1834 годов постройки (пл. Думская, 1), памятник Дюку де Ришелье, 1828 года (Приморский бульвар), «Доходный дом Маврокордато» 1905 года (ул. Греческая, 25, угол ул. Екатерининской), Мариинская гимназия 1869 года (ул. Л. Толстого, 9, угол ул. Новосель-ского), «Мавританская арка» постройки начала XX века (Французский бульвар, 17), «Особняк Манук-Бея» 1845-1846 года постройки (ул. Гоголя, 15), а также жилой дом 1930 года постройки (Второй Лермонтовский переулок, 7).
Вместе с тем, это — всего лишь старт процесса передачи недвижимости, и судя по всему, он обещает быть долгим и тернистым. Лиха беда начало…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |