![]() |
|
![]() |
![]() |
По условиям советско-польского обмена участками территорий (соглашение было подписано 15 февраля 1951 года) 51000 украинцев из 42 населенных пунктов были депортированы в Одесскую, Николаевскую, Херсонскую и Донецкую области.
И по прошествии 65 лет горячая бойковская кровь все еще кипит в жилах жителей Агафиевки, Пилиповки и Романовки, куда людей переселили из большого села Михновец. Не афишируя своих бойковских корней, дедушки и бабушки еще придерживаются своей веры, обычаев и традиций, поют свои вольные песни, за которые в советские времена могли упечь в далекую Сибирь.
Самая голосистая из них, да еще и с крепкой памятью, – хрупкая 77-летняя Надежда Федоровна Грицик (девичья фамилия Бучок). Двенадцатилетней она попала в Агафиевку вместе с родителями, братом и сестрой. 88-летний брат Иван живет в Англии.
– В Михновке наш дом стоял под лесом. Питались с небольшого огорода, собирали в лесу грибы и ягоды. Была у нас коровка, которую я пасла. Продавали молоко, – вспоминает бабушка Надя. – Когда нас выселяли, наше необходимое имущество вместе с коровкой поместилось в грузовик. Много вещей пришлось оставить. Когда собирались и отъезжали, то плакали навзрыд – сердцем чуяли, что больше не увидим милых сердцу мест, наших горных ручьев, устремленных верхушками к небу деревьев. Наплакались и в Агафиевке, где пришлось обживаться почти на пустом месте.
С пятнадцати лет стала трудиться, как все мои ровесники и родители, в колхозе. Не успела оглянуться, как за тяпкой на свекольных грядках и других роботах пролетело 48 лет. Больших достатков с мужем – трактористом Василием, с которым поженились в 1965 году, – не нажили. Не прижили и деток, но добротный дом построили и исправно вели хозяйство.
Возведенный на косогоре дом старенькой бойковчанки пустует. Муж уже умер. Бабушка перебралась в небольшую летнюю кухню, которую и протопить легче, и убрать. Долгими зимними вечерами Надежда Федоровна записывает в толстую тетрадь бойковские песни. При встрече она приятным голосом перепела чуть ли не весь свой песенник, а еще по памяти в придачу – щедровки и колядки.
До сих пор поддерживает тесные семейные связи с английским братом Иваном и мужниным братом Михаилом из далекой Америки. Надежда Федоровна рассказала, что перед окончанием войны группа юношей, собравшись, решила пробираться в Европу. Удивляется, как им удалось это сделать. Со временем откликнулись, помогали деньгами и посылками. А когда в селе задумали строить греко-католический храм святого Димитрия, американский родственник едва ли не больше всех денег вложил. Иван Бучок тоже помогал, а теперь собирает помощь в поддержку украинской армии.
Когда же американец Михаил Грицик наведался к родным в Агафиевку (уже во времена независимости), Надежда Федоровна и Василий Николаевич пригласили в гости 150 человек. Позвали михновчан из соседних Кривого Озера и Врадиевского района Николаевской области. Кабанчика зарезали, гуляли с музыкантами, словно на свадьбе.
Состоялась встреча и с братом Иваном, но уже чуть более скромная – на 50 человек.
Еще долго бабушка Надя рассказывала о родителях, о небогатой, но счастливой жизни в прекрасном селе Михновец, о войне, о горных воинах. А в перерывах между воспоминаниями пела песни – веселые и печальные, бравые военные и шутливые колхозные.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |