![]() |
|
![]() |
![]() |
Нынешний парламентско-правительственный кризис достиг своего апогея 16 февраля во время голосования в Верховной Раде после отчета премьер-министра А. Яценюка. При этом основная борьба велась в Верховной Раде, где коалиционные и оппозиционные фракции настолько увлеклись азартным противостоянием и борьбой за свои узкопартийные интересы, что уже забыли о том, для чего они пришли в парламент, а именно – для спасения украинского государства во время самых тяжелых после Второй мировой войны испытаний для страны, которые стали следствием российской агрессии. Прикрываясь болтовней о защите народных интересов, они заботились и заботятся только о своих рейтингах, обнаружив абсолютное неприятие альтернативного мнения, полное нежелание и неспособность договариваться, достигать консенсуса и компромисса, устранять разногласия в ходе нормальной дискуссии, без обид, клеймений и голословных взаимных обвинений в «продажности и предательстве».
Конечно, настойчиво работать, не пропускать пленарных заседаний, участвовать в работе комитетов, предлагать проекты законов, программ и реформ, аргументированно и доказательно вскрывать недостатки функционирования различных ветвей власти, брать на себя ответственность за все, что происходит в стране, гораздо труднее, чем заниматься дешевым пиаром и популизмом и оскорблением своих коллег – вчерашних союзников и братьев.
Однако большая часть украинских политиков, депутатов и чиновников являются патриотами, порядочными и высококвалифицированными специалистами. Если бы это было не так, то у нас бы не было тех, хотя пока и небольших, но неоспоримых успехов в работе команды Президента П. Порошенко, премьер-министра А. Яценюка и Верховной Рады. И это дает нам надежду на то, что у нас есть достаточный кадровый потенциал для поступательного развития нашего государства. Но очень важно, чтобы этот потенциал был реализован, чтобы социальные лифты выносили способных, патриотических и порядочных людей на высшие ступени украинской власти всех уровней.
Сегодня в украинской политике мы наблюдаем определенное дежавю – все хорошо начинается, но не очень хорошо заканчивается. Вспомним, как хорошо начиналось президентство В. Ющенко и премьерство Ю. Тимошенко в первой половине 2005 года и как оно позорно закончилось в 2010 году, когда в результате бесконечных распрей между ними мы потеряли уникальный шанс поступательного развития нашего государства. Если бы тогда этим двум влиятельным руководителям хватило ума и совести договариваться и совместно работать для Украины, а не непрерывно спорить, то Янукович не был бы Президентом, мы бы не потеряли Крым и не имели бы проблем с Донбассом и, возможно, были бы уже и в Евросоюзе, и в НАТО.
Сегодня с упорством, достойным лучшего применения, Юлия Владимировна добивается любой ценой отставки своего бывшего соратника с поста премьер-министра, забыв, что с декабря 2012 г. по март 2014 г., пока она находилась в тюрьме, А. Яценюк был руководителем фракции ВО «Батькивщина» в Верховной Раде. Сегодня украинские политики не должны повторить то, что произошло в 2005 году между В. Ющенко и Ю. Тимошенко.
Что произошло 16 февраля?
Но вернемся к тому, что произошло 16 февраля. Накануне этого дня интернет пестрел заголовками: «16 февраля должен стать историческим днем в Верховной Раде». Ожидалось, что в этот день правительство А. Яценюка будет отправлено в отставку, поскольку до этого практически во всех СМИ премьер-министра не критиковали только ленивые. При этом постоянно подчеркивалось, что, согласно опросам, более 70% респондентов выступали за отставку правительства А. Яценюка. Однако еще за несколько недель до 16 февраля некоторые аналитики, знакомые с особенностями украинского парламентаризма, считали, что 226 голосов для отставки в парламенте не наберется.
Получасовой отчет А. Яценюка в ВРУ 16 февраля был чисто формальным, поскольку все уже много раз слышали от него в различных вариациях то, что он сказал. Затем еще более трех часов выступали депутаты, председатели парламентских комитетов и лидеры фракций, которые в основном беспощадно, иногда истерически и оскорбительно критиковали премьера и правительство. В завершение «исторического заседания» Верховной Рады состоялось голосование: 247 народных депутатов признали работу правительства и премьера неудовлетворительной, но за резолюцию о недоверии правительству голосов «почему-то» не хватило. Отставку правительства поддержали лишь 194 депутата при необходимых 226 голосах, что вызвало удивление, растерянность и возмущение как в парламенте, так и по всей стране.
Таким образом, правительство А. Яценюка остается до осени этого года, но при условии сохранения или переформатирования существующей коалиции, которая де-юре еще якобы сохраняется, хотя де-факто ее уже практически нет. Согласно Закону «О Кабинете Министров Украины», за отставку правительства можно голосовать только один раз в течение одной сессии Верховной Рады. Второе такое голосование будет возможным только после 2 сентября, когда начнется вторая сессия парламента в этом году. Юридических оснований для проведения повторного голосования в первой сессии ВРУ за резолюцию о недоверии правительству нет. Согласно Конституции, в случае распада действующей коалиции парламента дается один месяц для того, чтобы создать новую коалицию. Если же это не удается, Президент распускает парламент и объявляются внеочередные парламентские выборы.
Сразу после голосования лидеры фракций «Взаимопомощи», РПЛ и «Батькивщины» обвинили Президента и премьера в «сговоре с олигархами». В эфире различных телеканалов и в соцсетях начали распространяться различные конспирологические версии об «олигархическом перевороте», о «договорняке» между премьером и Президентом, поскольку, мол, новые парламентские выборы не выгодны для них и их политических сил – НФ и БПП «Солидарность».
Лидер фракции «Оппозиционного блока» Ю. Бойко выступил с очень странным, на мой взгляд, заявлением о том, что его фракция не голосовала в полном составе за правительство А. Яценюка, поскольку... «не хотела участвовать в этом спектакле» (?). Однако, если бы остальные 35 депутатов фракции «О.Б.» проголосовали за отставку правительства, то для этого набралось бы достаточно голосов: 194 + 35 = 229.
16 февраля в эфире одного из телеканалов Ю. Тимошенко заявила, что народным депутатам якобы предлагали взятки в размере 1 млн долл., чтобы они не голосовали за отставку правительства А. Яценюка, но при этом лидер «Батькивщины» не назвала ни фамилий, ни обстоятельств попыток подкупа депутатов, что делает ее заявления пустыми и просто «сотрясанием воздуха».
17 и 18 февраля «Самопомощь» и «Батькивщина» вышли из коалиции. О. Ляшко заявил, что его Радикальная партия вышла из коалиции еще 1 сентября 2015 г., однако до сих пор это не оформлено юридически согласно Регламенту ВРУ. Позже, 19 февраля, в программе «Свобода слова» на телеканале ICTV О. Ляшко намекнул, что он не исключает возвращения его фракции в коалицию.
Одни лидеры фракций (О. Березюк, Ю. Тимошенко, Ю. Бойко) настаивают на проведении новых парламентских выборов, другие (Ю. Луценко, О. Ляшко, М. Бурбак) выступают против, аргументируя это тем, что проведение парламентских выборов во время войны является крайне опасным и авантюристическим. 17 февраля во время встречи с депутатами от партии БПП «Солидарность» Президент П. Порошенко также высказался против перевыборов и выхода его фракции из коалиции. Кроме того, он сказал, что по собственной инициативе правительство А. Яценюка в отставку отправлять не будет.
Проблема в несовершенной системе
Лично меня удивляет безапелляционное и бескомпромиссное требование отставки действующего премьер-министра, без конкретных предложений в отношении кого-то другого взамен. Предложить просто другую фамилию недостаточно. Люди должны знать, что собой представляет кандидат на пост премьер-министра, какой у него опыт работы в правительственных структурах, какой у него авторитет в обществе, как он собирается исправлять недостатки правительства А. Яценюка, какую он предлагает программу выхода из экономическо-социального кризиса и дальнейшего развития государства, какие у него взгляды на реформирование несовершенной постсоветской государственной системы в Украине? Все это нужно знать для того, чтобы «не менять шило на мыло».
В последнее время предлагают назначить технократическое правительство, которое не зависело бы от политических партий. Да, это целесообразно сделать, но, на мой взгляд, это может касаться только заместителей министров, руководителей департаментов, советников и других рядовых сотрудников. Во всем мире в большинстве премьер-министры и министры – это прежде всего политики. Иначе зачем тогда создавать коалицию в парламенте, если она не будет делегировать политиков на должности министров в правительстве? Конечно, политики, которых назначают на должности министров, должны быть компетентными в соответствующих сферах. И они обязательно должны проходить жесткий и прозрачный конкурс, а не просто быть креатурами тех или иных политических сил. А чтобы министров-политиков «не заносило» куда не надо, в министерствах как можно скорее должен быть восстановлен институт государственных секретарей – высокопрофессиональных специалистов, но на качественно новом и лучшем уровне, чем это было при Президенте Л. Кучме. Министры-политики могут меняться, а государственные секретари должны работать на постоянной основе.
Что касается премьер-министра, то это должен быть прежде всего чрезвычайно опытный и авторитетный чиновник-экономист и одновременно популярный, харизматичный и сильный политик нового поколения. На мой взгляд, именно таковым является Арсений Петрович Яценюк, который в свои 42 года имеет большой опыт государственной и политической деятельности. Как известно, он дважды был министром экономики – АРК и Украины, имеет степень кандидата экономических наук, безупречно владеет английским языком, работал первым заместителем руководителя НБУ, в 2005 г. работал в должности первого заместителя председателя Одесской облгосадминистрации, в 2007 г. занимал пост министра иностранных дел Украины, в 2007-2008 гг. был председателем Верховной Рады Украины. И наконец, уже два года руководит правительством Украины в чрезвычайно тяжелой ситуации, в которой оказалась наша страна в результате российской агрессии и активизации пятой колонны. Как политик, он создал и возглавил две партии – «Фронт перемен» и «Народный фронт». А. Яценюк имеет чрезвычайно высокий авторитет среди руководства и политиков западных государств. Иными словами, Арсений Петрович – уникальный специалист-чиновник и политик, которых пока не так много в нашей стране. Именно такой деятель должен возглавлять правительство, и мы должны дать ему еще один шанс вместе со всеми нами создать новую Украину.
На мой взгляд, назначение даже достойнейшего нового человека на пост премьер-министра отнюдь не приведет сразу к улучшению экономической ситуации в стране. Для этого нужно как минимум несколько лет, кто бы ни руководил правительством. Вся проблема у нас не столько в неспособных руководителях, сколько в несовершенной и неэффективной государственной системе. При такой системе никто из руководителей, даже самые гениальные и порядочные, не смогут быть успешными. Именно эта несовершенная государственная система порождает регулярные политические кризисы в нашем обществе. А чтобы изменить систему, надо не год и не два, а как минимум 10-20 лет. Предыдущих 25 лет не хватило, потому что серьезно ничего не делалось для внедрения новой европейской государственной системы. Были только попытки косметического ремонта постсоветской системы, которая оказалась даже хуже советской.
Пути выхода из политического кризиса
В настоящее время различными политическими силами и политологами выдвигаются различные варианты выхода из политического кризиса, искусственно созданного безответственными украинскими чиновниками, политиками и законодателями. По нашему мнению, на сегодня есть три возможных пути выхода из нынешнего парламентско-правительственного кризиса: 1) добровольная отставка премьер-министра А. Яценюка; 2) проведение новых внеочередных парламентских выборов; 3) переформатирование парламентской коалиции и перезагрузка правительства А. Яценюка.
Что касается первого варианта, то, на мой взгляд, Арсений Петрович имеет достаточно крепкие нервы и сильную волю, и он не тот человек, чтобы сделать «подарок» своим оппонентам и уйти добровольно в отставку. И правильно сделает. Стратегические решения, касающиеся судьбы государства, должны иметь правовую основу, а не базироваться на эмоциях, интригах, кулуарных договоренностях и даже на данных соцопросов.
Что касается второго варианта выхода из кризиса, то, на мой взгляд, проведение новых внеочередных парламентских выборов в условиях войны крайне опасно, поскольку это приведет к ослаблению украинской власти в целом, в частности, к еще большему торможению внедрения реформ в стране, вызовет разочарование и негативную реакцию со стороны Запада, без поддержки которого Украина не выстоит в конфронтации с путинской Россией. Кроме того, это усилит агрессивные и подрывные действия Кремля против Украины и даст возможность Путину заявить: «Видите, мы же говорили, что киевская хунта не способна управлять государством!». К тому же, проведение новых парламентских выборов без внесения соответствующих изменений в Конституцию и избирательное законодательство, без долгожданного изменения состава ЦИК отнюдь не приведет к качественному составу нового парламента. Если же новых парламентских выборов не удастся избежать, то украинские избиратели должны сделать все возможное для того, чтобы ни один из нынешних нардепов не был вновь избран в следующий состав парламента. Не можете работать и договариваться, идти на компромиссы – нечего вам делать в парламенте!
Итак, остается третий вариант выхода из кризиса – переформатирование парламентской коалиции и перезагрузка правительства А. Яценюка. По сути Верховная Рада 16 февраля дала А. Яценюку еще один карт-бланш, еще один шанс осуществить долгожданные реформы в стране, которые хоть немного улучшили бы жизнь простых украинцев. Если же к осени или до конца года правительству А. Яценюка этого не удастся сделать, тогда уж точно Верховная Рада будет обязана отправить это правительство в отставку. Поэтому вместо объявленного спикером В. Гройсманом перерыва в пленарных заседаниях парламента до 15 марта следует их продолжить с участием Президента П. Порошенко и премьер-министра А. Яценюка с целью обсуждения вопроса переформатирования коалиции и перезагрузки правительства, а также определения программы неотложных действий этого правительства до конца 2016 года.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |