![]() |
|
![]() |
![]() |
КАК РЕШАЕТСЯ СУДЬБА ОДЕССКОГО АРХИВА
Борьба за выживание Государственного архива Одесской области, за спасение той его части, которая 70 лет размещалась в аварийном здании бывшей (а теперь новообретенной иудеями-реформаторами) Бродской синагоги, вроде бы увенчалась позитивным решением.
Хочется сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить, осознавая долгий путь в нынешних украинских реалиях от обещания что-либо построить не на продажу — до поворота ключа в замке новеньких дверей. Пример у меня постоянно перед глазами: приостановленные ремонтные работы в здании коммунального предприятия «Издательство «Черноморье», так и не обратившие нижние этажи в единый центр предоставления административных услуг...
Так или иначе, общественный и международный резонанс, жесткая позиция сотрудников архива во главе с директором Владимиром Левчуком на четвертой сессии облсовета, когда народные избранники во главе с Анатолием Урбанским готовы были «отправить на кислород» или «упечь в психушку» (буквально — в руину, в бывшие мастерские на территории Областной психиатрической больницы №2 в селе Александровка Коминтерновского района) ценнейший документальный фонд объемом в два миллиона дел, все-таки дали плоды.
Ведь существуют законодательные и нормативные акты, определяющие требования к зданию и условия хранения Национального архивного фонда.
Прямо скажем, о нормативах теперь не вспоминают, освобождая памятники архитектуры для новых хозяев. Но за Одесский архив вступились ученые и представители украинской диаспоры, выходцы из Одессы, проживающие в Германии, США, Израиле, Канаде. Они живут в цивилизованных странах, а потому «не понимают, как власть могла принять такое решение».
Более того, Одесская религиозная община прогрессивного иудаизма, непосредственно выигравшая от решения облсовета, обнародовала заявление по поводу выселения Госархива области из здания Бродской синагоги на углу улиц Жуковского и Пушкинской. В нем отмечается, что Одессе «грозит потеря уникальных и исторически, безусловно, важных документов из-за скоропалительных решений... Архиву необходимо выделить и оборудовать современное, надежное, отвечающее всем нормативным требованиям и доступное для посетителей помещение. И только после этого «делить» их здание».
Бродская в свое время была первой реформистской синагогой в Российской империи, для последователей этого направления ее возвращение имеет глубокий смысл. Но и они обратились к облсовету с просьбой найти правильное решение, чтобы архив находился в центре города в достойных условиях.
В итоге глава Одесского обл-совета Анатолий Урбанский на пресс-конференции сообщил, что областной архив получит новое помещение по адресу: Пироговская, 29. Специально оборудованное здание площадью в 4 тыс. кв. м будет пристроено к архивному зданию, что на углу Среднефонтанской. Естественно, если на ближайшей сессии депутаты согласятся выделить на это строительство 20 млн грн, и если средств этих окажется достаточно в условиях инфляции и непредсказуемых перемен...
Будем надеяться на лучшее, но хочется задать один вопрос: почему Одесский архив, столь ценимый в Украине и в мире, большинству наших народных избранников — «до лампочки»? Есть мнение, что от его ликвидации могли бы весьма выиграть коллекционеры, а где призрак больших денег, там дает о себе знать «особая депутатская логика».
Но есть и другой вариант ответа, созвучный мнению, выраженному в соцсетях молодым журналистом Николаем Покровским. Он написал буквально следующее: «Почему работники архива возмущаются? Ведь все документы архива уместятся на 32-гигабайтной флешке!»
Владимир Левчук на это ответил: «Давайте все оцифруем, а потом автограф Пушкина, переписку Грушевского, архив Маразли — в топку!»
Что ж, дают горькие плоды тотальная перезагрузка мозгов на гаджеты, выжигание каленым железом памяти о недавнем прошлом (как советской властью в свое время выжигались «буржуазные ценности»), обесценивание всех приоритетов, кроме материальной выгоды сегодня и сейчас...
Куда мы катимся, господа? Инцидент с архивом весьма показателен: мы кричим о своих исторических корнях, о гордости достижениями предков, о национальном достоянии... Но ведь главное наше достояние — документальная память! Она подлинная, а потому не подвластна времени, не подлежит переоценкам и фальсификациям. Это — Правда, которая должна быть открыта в принципе и доступна каждому, кто захочет ее искать. Без нее мы — лишь рабы иллюзий и стереотипов своего быстротекущего времени.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |