ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
О СПЕКУЛЯЦИЯХ НА ПОТЕМКИНСКОЙ ЛЕСТНИЦЕ
11.03.2016 / Газета: Время Ч / № 9(715) / Тираж: 15200

Не последнее, что вспоминается в связке «Одесса — лихие девяностые», — это война «Гурвиц — Боделан», соответственно, вечная перепалка их медиа, газет и телеканалов. Ведь дело при тогдашней подаче «фактов» (кто кого превзойдет в маразме!) доходило до истерики и гомерического хохота. Из личного опыта: пришлось мне в упомянутое время работать монтажером в телекомпании, спонсируемой Гурвицем. И я никогда не забуду, как монтаж хроники происшествий застопорился потому, что редактор, как ошпаренный, бегал из угла в угол, нервничал, потел и вслух размышлял: «Ребенок попал под машину… Так-так-так… Как же приплести сюда вину Боделана?». Понимаю, что звучит как анекдот. Но это правда.

Только глядя на нынешние СМИ, продолжающие нахваливать многократного экс-мэра, понимаешь: ничего не изменилось. Попытаюсь объяснить на примере. Нет, наверное, такого одессита, который бы не знал, что одна из главных тем, не сходящих с повестки дня в мэрии, это ремонт Потемкинской лестницы. Так как он будет проходить одновременно с работами по слиянию двух граничащих с ней парков — Лунного и Стамбульского (совместного проекта Украины и Турции), городской голова постоянно, чуть ли не каждодневно ведет переговоры с турецкой стороной и профильными специалистами. Ведь к делу надо подойти тщательно: и чтобы одесситы не испытывали неудобств, и чтобы перед гостями не было стыдно (все-таки речь идет о морских воротах города), дабы не утратить историческую идентичность этого знакового места, организовать к нему проезды строительной техники. А так как в планах отнюдь не «косметика с бутафорией», как при прежних властях, надо учесть и укрепление склонов, а также синхронизировать его с проходящей сейчас реконструкцией Тещиного моста; да еще смету утвердить адекватную в условиях небывалого экономического кризиса в стране… Да что и говорить — труд предстоит титанический! Собственно, о каждом новом шаге в проекте благоустройства означенной территории мы постоянно рассказываем на страницах нашей газеты, и в целом данная тема постоянно освещается в выпусках новостей. И вот на всей этой волне, повторюсь — зная обо всем этом! — СМИ (подача которых не изменилась с девяностых) изошлись ядом: «Потемкинская лестница разрушается! На самую знаменитую одесскую достопримечательность начхать! Сколько будет длиться беспредел?!» и в таком роде. И ладно бы «объективные» журналисты мусолили это из года в год, ладно бы обращали внимание на трещины в фундаменте лестницы, не забывали упомянуть о ее спасении, когда вели репортажи с Дня независимости, а на ступеньках разворачивался государственный флаг, ладно бы сетовали: «А мы же предупреждали!». Нет, современная журналистика не подразумевает даже того, чтобы оторвать тело от стула, а глаза от компьютера — поводом для тщательно раздуваемого скандала послужили фотографии, выложенные в Сеть обычным одесситом. А он опубликовал в Фейсбуке осыпающиеся бетонные блоки лестницы в трещинах, обветшалые коммуникации, посетовав — мол, жаль, что многие одесситы к этому безразличны, что так нельзя. И это нормальная реакция нормального неравнодушного человека. А ненормально — журналистское молчание по поводу того, что в мэрии говорят о том же самом. А дальше дело за малым — снять с разных ракурсов оставленные под лестницей свиньями (да, иначе не назову) бутылки и прочий мусор и забить в набат.

Однако вспомним, что еще летом городской голова Геннадий Труханов озвучивал планы по реконструкции лестницы, о намерении найти инвестора для восстановления разрушенного здания рыбного ресторана на Приморском бульваре. Открыть одну из арок лестницы для обеспечения сквозного прохода из расположенных по разные стороны Потемкинской лестницы парков. Однако тогда в деле была одна загвоздка в виде спора о ее имущественной принадлежности между городской и областной властью. «Сейчас мы не можем заниматься реконструкцией, потому что сегодня это — областная собственность. Не знаю, что они хотят делать с лестницей. Либо пусть сами займутся реконструкцией, либо позволят нам. У меня был разговор с губернатором, он отнесся с пониманием к этой проблеме. Мы планируем в ближайшее время разработать план реконструкции Потемкинской лестницы».

Кстати, руины рыбного ресторана лишь недавно по решению суда вернули в коммунальную собственность. Напомним, что Приморский суд Одессы удовлетворил требование Одесского горсовета «о признании объекта, что находится на Примор-ском бульваре, 7/1, собственностью территориальной громады города». Остатки здания, что находится слева от лестницы, теперь принадлежат городу. Ранее эта территория (площадью в 146 кв. м) принадлежала частным лицам и несколько раз перепродавалась.

Здание, а вернее, его остатки, известно одесситам как бывший «Рыбный ресторан». Старожилы помнят его под названием «Маяк». Он закрылся еще в 1960-х годах. Теперь там руины.

А стоит ли говорить, что нахождение объекта в частных руках стопорит его спасение на долгие годы, о чем мы как раз писали в прошлом номере? Стоит ли напоминать, при каком именно мэре город перешел в частные руки: были распроданы и сданы в аренду как памятники архитектуры, так и побережье с пляжами. Сейчас же мы пожинаем плоды, при этом хватает же совести вопить, что «Одесса рушится из-за бездействия нынешних властей»?.. И кстати, интересно, вот если собрать всех недовольных и заставить их выбрать, что нужно ремонтировать в первую очередь: Тещин мост, скажем, или Привокзальную площадь? Укреплять склоны и восстанавливать пирсы для безопасности отдыхающих или реконструировать Потемкин-скую лестницу? Так что бы они выбрали и по какому принципу — как в притче о разрубленном ребенке?.. А кто-то предпочитает не выбирать, а планомерно восстанавливать объект за объектом, возвращать Одессе ее лицо, через суды возвращать памятники архитектуры в коммунальную собственность и виноват в этом?.. А впрочем, история ведь рассудит.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Потемкинская лестница — памятник архитектуры первой половины XIX века и одна из главных достопримечательностей города. Спроектирована архитекторами Боффо, Мельниковым и Потье в 1835 году, строилась в 1837-1841 годах инженерами Уптоном и Морозовым. В разное время называлась лестницей Николаевского бульвара, Гигантской, Ришельевской, Воронцов-ской, с 1919 по 1941 годы — лестницей бульвара Фельдмана и Приморской, именовалась Бульварной, Портовой и Большой.

Задуманная как парадный вход в город с моря, лестница стала доминантой архитектурного облика Одессы и ее символом. Александр Грин называл лестницу знаменитой, Жюль Верн (да-да, даже он!) монументальной, Александр Островский — единственной в своем роде, а неподражаемый Марк Твен — великолепной. Многократно описанная путешественниками, писателями и поэтами, лестница спускается ритмическими уступами от Приморского бульвара к Примор-ской улице. По праву считается одной из самых знаменитых лестниц мира.

Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделенных площадками на десять равных маршей. Ныне состоит из десяти маршей и 192 ступеней, так как при расширении территории порта и устройстве насыпной набережной восемь нижних ступеней были утеряны. Высота лестницы — 27 метров, длина — 142.

При взгляде сверху создается впечатление одинаковой ширины на всем ее протяжении. При этом парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки. А при взгляде снизу лестница представляется длиннее и больше, чем она есть в действительности, причем виден только сплошной каскад ступеней.

Со дня основания Одессе был нужен удобный доступ к морю. В то время город подходил к морю почти вплотную и заканчивался обрывистым спуском за Николаевской улицей (будущим Николаевским, а затем Приморским бульваром) высотой в 30-35 метров, позднее огороженным деревянными перилами. Спускались тогда к морю так, как это описал Пушкин в «Евгении Онегине», повествуя о путешествии своего героя в Одессу:

Бывало пушка зоревая

Лишь только грянет

с корабля,

С крутого берега сбегая,

Уж к морю отправляюсь я.

Одесский старожил и краевед Михаил Дерибас позднее утверждал, что лестница была построена «на том месте, где была тропинка, по которой сбегал Пушкин». А первые деревянные лестницы, ведущие к морю, действительно появились в городе после отъезда Александра Сергеевича из Одессы.

Сейчас не верится, но в первоначальном плане города, составленном в конце XVIII века инженером Ф. де Воланом, лестница не предусматривалась. Ее появление напрямую связано с дальнейшей ансамблевой застройкой Одессы и оформлением архитектурного комплекса Приморского бульвара, в котором парадная бульварная лестница была призвана играть как утилитарную, так и символиче-скую роль связующего звена между городом и морем. Инициатором строительства лестницы выступил граф Михаил Семёнович Воронцов, который, согласно легенде, предназначал лестницу в качестве подарка своей супруге Елизавете, обошедшегося Воронцову в 800 тысяч рублей. Хотя изучение не совсем проясненных обстоятельств, связанных с принятием решения о строительстве лестницы, породило множество теорий, включающих подготовку к визиту Николая I в Одессу.

Сохранились лишь отрывочные сведения о строительстве лестницы. В архивах Одессы находится несколько проектов лестницы, принадлежащих архитекторам Г.И. Торичелли и Ф.К. Боффо. По одной версии, лестница была заложена 1 мая 1834 года. По другой — ее окончательный проект был подготовлен Боффо лишь в конце 1836 года. Достоверно извест-но, что подряд на строительство в начале 1837 года получил чиновник 14-го класса Григорий Завацкий, начавший работы немедленно. На лестницу из средств городской управы было отпущено 200 тысяч рублей и дан срок в семь месяцев на завершение всех работ. Финансирование строительства лестницы производилось из городской казны, весьма успешно наполняемой как в результате хозяйственной деятельности, так и таможенными отчислениями и поступлениями от ластового, якорного и прочих сборов, все благодаря пожалованному Одессе в 1817 году статусу порто-франко. А городской бюджет Одессы в середине XIX века, надо сказать, превосходил бюджеты отдельных государств Европы того времени, а в 1825-1827 годах Одесса из своих доходов одолжила 800 тыс. руб. на обустройство петербургских таможенных зданий.

Строительство лестницы стало международной новостью. Так, в мае 1838 года издававшийся в Нью-Йорке «Журнал моряка» писал: «Город Одесса на Черном море расположен значительно выше уровня воды. Русское правительство решило построить великолепную лестницу, соединяющую город с гаванью. Она будет состоять из 200 ступеней и как бы иметь пирамидальную форму, расширяясь книзу… Эта колоссальная лестница будет покоиться на 36 столбах».

Лаконично, но точно описал в 1860 году построенную лест-ницу уже упомянутый драматург Островский:

«С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на десять уступов по двадцать ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко».

Этот эффект легкости, подмеченный писателем, достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и большого количества площадок, позволявших пешеходу передохнуть на своем пути.

В 1933 году были проведены ремонтно-реставрационные работы, так как со временем покрытие лестницы из песчаника износилось. В результате, ступени лестницы были облицованы серо-розовым гранитом.

В 1963 году Потемкинская лестница была специальным постановлением правительства признана памятником градостроительства и архитектуры всесоюзного значения и взята под охрану государства.

В 2001 году произошло комп-лексное исследование состояния лестничных конструкций, подпорных стен Приморского бульвара и окружающих лестницу склонов для объективной оценки состояния, чтобы в дальнейшем разработать меры по его реставрации и сохранению.

Всемирно известной лестница стала благодаря фильму «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится вниз по её ступеням.

Автор: Инна БОРИСОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту