ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Мизерные возможности при большом потенциале
19.03.2016 / Газета: Одесские известия / № 21(4844) / Тираж: 18937

Есть мнение, что поскольку морская отрасль переживает тяжелые времена, ей не нужна наука

– Это весьма спорное утверждение, – говорит директор ГП «ЧерноморНИИпроект» Сергей Георгиевич Никулин.

На сегодняшний день в институте скрестили свои принципы государственная форма собственности и предпринимательство. Выживать приходится, когда закон о портах еще сыроват, обрисовывает С. Никулин общую ситуацию в отрасли. Статус национального перевозчика не работает. Транзитный потенциал не используется по максимуму. Тем не менее, институт является единственным в Украине местом, где выполняются исследования в области экономики морского транспорта. Только загружай!

Как клином на деятельности НИИ сошлись транспортная стратегия и морская политика Украины. Но пока они не нашли отражения ни в одном нормативном документе, кроме разве что Закона Украины «О морских портах». Как следствие, многие направления по преобразованию морской отрасли не получили развития. Наука с ее прогнозами способна заглядывать в будущее. И оценивать настоящее, в котором спрос на научно-техническую продукцию определяется уже не только предложением, но и качеством этого специфического товара.

Наука не права, а право не научно?

– Несовершенная нормативная база – серьезная проблема морской отрасли, – говорит С. Никулин. – Так, «Технологические нормы проектирования судоходных каналов» не обновлялись с 1988 года, «Нормы проектирования портов» – с 1978 года. Уже «с бородой» такие документы, как нормы по дноуглублению, подводно-техническим работам, различного рода правила...

Мозговой штурм по пересмотру этого архивного вороха институту по силам. Но сдержан тем, что законотворчество не расценивается как наука. Предложения людей из научного мира не удается поднять до уровня закона, единого для всех.

– Заказать нам разработку таких норм Министерству инфраструктуры не разрешит Минфин. Администрация морских портов могла бы сделать заказ, но гидротехнические сооружения находятся на балансе не только ее, но и других организаций. Как делить расходы со смежниками? Получается замкнутый круг. Приходится жить по старым нормам эпохи развитого социализма, – заключает директор «ЧерноморНИИпроекта».

Наука – сила, пока ее финансируют

По нынешнему раскладу, МИУ является последним в списке министерств по объему средств, выделяемых на науку. В рамках ведомства большая часть достается железнодорожникам и автомобилистам. Морской транспорт оказывается в положении бедного родственника. Как сказывается на его научной базе этот монопольный перекос?

– Внимание к отраслевой науке есть. Но выделение средств на ее развитие все меньше. Соответственно меньше и рычагов по приведению замыслов в действие, – говорит С. Никулин.

И показывает рукой в конец двора, ставшего импровизированной кунсткамерой гидротехнических конструкций, так и не внедренных в серийное производство. Их применение связано с усилением и созданием новых типов причальных сооружений, берего­укреплением, волногашением. Для их создания в прошлые годы были специальные лаборатории. По вышеназванной прозаической причине они уже четверть века законсервированы до лучших времен. Опыты в них не проводятся.

Гидротехники института больше выступают в роли проектировщиков или контролеров, инспектирующих гидросооружения на предмет соответствия техпаспорту. Иногда, вместо того, чтобы заниматься основательными исследованиями, приходится натягивать водолазные костюмы и погружаться на дно к основанию причалов.

Математика – заменитель физики

Как говорит С. Никулин, исследования поведения водных масс в естественных и искусственных водоемах, возможностей маневрирования судна в той или иной среде все так же актуальны. Но уже давно нет заказчика, который бы взялся содержать лабораторные помещения. Моделирование ситуаций сейчас осуществляется математическими средствами.

Мода на прикладную науку устаревает. Оценку физического воздействия будущего объекта на окружающую среду, например, на морскую фауну, вполне можно просчитать на компьютере.

Правда, подобные заказы искать все труднее. Гарантированная занятость, которой всегда славился институт, – в прошлом. Остается лишь радоваться, что персонал в НИИ стабильный. И его интеллектуальный капитал пользуется спросом. Молодые сотрудники как специалисты «взрослеют» быстро. Кроме того, как отмечает С. Никулин, всем присуще чувство профессионального достоинства, все гордятся честью быть причисленными к когорте ученых-гидротехников. Руководитель сожалеет, что зарплата его подчиненных не адекватна их потенциалу.

Полный… хозрасчет

Поднять зарплату нет возможности. А все потому, что НИИ, обремененный багажом всех атрибутов госпредприятия, вынужден работать на рынке как частная фирма. То есть полностью себя обеспечивать – так сказать, быть на полном хозрасчете. Но маневрировать размером доходов сложно, так как ГП зависит от государственных расценок и не может их регулировать, как это делают частные предприниматели. Плюс «висит» масса ненужного имущества, которое нельзя продать. От этого себестоимость продукции катастрофически завышена. И это снижает конкурентоспособность «ЧерноморНИИпроекта». А зарплата у сотрудников мизерная.

Корень противоречия – в наличии огромного количества основных фондов, еще не самортизированных, но уже не нужных. Непродуктивно содержать бездействующие лаборатории и служебные помещения общей площадью порядка 14 тысяч кв. м, когда нужно-то максимум 2 тысячи. Почему бы не сдать их в аренду?

Тут тоже своя закавыка. При передаче в аренду институт сможет получать только 30% от платежей. Остальные будут поступать в Фонд госимущества Украины. Не велика ли плата за любезное разрешение фондовиков?

Впрочем, арендаторов эти проблемы не касаются. Хуже, что государство – как хозяин имущества – создает ценовой напряг, и те, кто хотел бы арендовать метраж у НИИ, ищут другие помещения в том же районе, где плата за квадратный метр ниже. Так деньги уходят из потенциального оборота института.

Счастье, что его исключили из списка объектов, относящихся к стратегическим. И теперь хоть как-то можно маневрировать имуществом через Министерство.

И жаль, что коренным образом изменить эту ситуацию пока нельзя.

Автор: Владислав Китик


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту