![]() |
|
![]() |
![]() |
Проблема с выдачей паспортов моряка возникает несколько раз за год. Вдруг оказывается, что лет бланков. И неофициальная стоимость получения документов резко возрастает. В то же время морякам приходится простаивать очереди, чтобы получить долгожданный документ. Меры по упрощению выдачи паспортов моряка и усовершенствованию системы дипломированно и подготовки моряков обсудили члены Ассоциации «Всеукраинское объединение крюинговых компаний» (ВОКК) в Национальном университете «Одесская морская академия» 17 марта.
Паспорт моряков на 10 лет?
Ассоциация ВОКК была создана для представления интересов моряков и крюинговых компаний в органах государственной власти. Одной из претензий работодателей и моряков на сегодня являются очереди и сроки выдачи паспортов моряков, что дает возможность действия предприимчивым компаниям-посредникам, которые оказывают услуги по ускорению выдачи документов.
- Очереди на получение паспорта моряка — это симптом, — сказал Александр Антонов, капитан Одесского морского порта. — Мы должны устранить причины. Увеличивать количество «окон» приема документов бесполезно. Нужно менять правила, инструкцию, которые тормозят процесс необходимостью предоставления различных справок и процедур. Все положения приказа о выдаче паспорта моряка перешли из СССР, когда порт, капитания и судовладелец были связаны единым комплексом. И не было проблем прописать паспорт моряка по судну. Сегодня же этот приказ абсурден. Документ выдается моряку, если он занимает должность на судне. А если нет судовой роли, как тогда выдавать? Не проработан вопрос о продлении паспорта. По окончании срока пяти лет моряки снова выстраиваются в очереди, чтобы переоформить документ. Если же паспорт моряка будет выдаваться, как заграничный, на 10 лет, это значительно уменьшит очереди. Кроме того, отмена требования справки о судимости значительно ускорит выдачу паспортов. Сейчас этот процесс занимает 1,5-2 месяца. А можно сократить сроки до 4-5 дней, — подчеркнул капитан Одесского порта.
В свою очередь генеральный директор Ассоциации ВОКК капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский проинформировал, что работа по упрощению процедуры получения паспортов моряка ведется на протяжении года и уже дала результаты. Правда, не обошлось без казусов. Семь месяцев назад были подготовлены документы и поданы в Министерство инфраструктуры Украины (МИУ). Однако в связи с кризисом управления они были потеряны. Благодаря усилиям замминистра Юрия Васькова их восстановили и в очередной раз переписали положение о выдаче паспортов, которое предусматривает срок действия 10 лет и отменяет требование ряда справок из официальных органов.
Что касается периодически возникающего отсутствия бланков, эксперты посетовали на несовершенство государственной системы. Госслужащие заказывают бланки поквартально. И заблаговременно не предпринимают никаких усилий, чтобы обеспечить непрерывную работу выдачи паспортов.
Мотористы, матросы, повара и офицеры безопасности освобождены от ГКК
Еще одна проблема — гигантские очереди на получение дипломов выпускников средних морских заведений, которые выдаются только в Одессе. Курсанты Николаева, Херсона занимают очередь с 5 утра. Этот вопрос тоже рассмотрела Ассоциация.
В то же время сегодня новый приказ МИУ от 1.02.2016 года № 39 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства инфраструктуры Украины», подготовленный специалистами морской отрасли с учебными заведениями, значительно упрощает процедуру дипломи-рования моряков в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978.
- Согласно новому приказу № 39 Министерства инфраструктуры, отменяется проверка знаний в государственных квалификационных комиссиях лиц рядового состава, для которых Кодексом ПДНВ не предусмотрены квалификационные требования, — прокомментировал Вадим Грицюк, директор Одесского регионального филиала Инспекции по подготовке и дипломированию моряков МИУ — Матросы, мотористы сразу после окончания ПТУ получают первое рабочее место, подают документы в дипломно-паспортный отдел без протокола ГКК. Это правило также касается поваров, буфетчиков, сварщиков, офицеров-секьюрити. А это восемь с половиной тысяч лиц судового состава, полторы тысячи офицеров охранных служб. Но минус 2,5 млн гривен в год в бюджет государства.
Кроме того, прекращено оформление отдельных сертификатов по функциям стандартов компетентности капитанов, членов палубной и машинной команды, установленных Кодексом по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (Кодекс ПДНВ), изъяты требования о повторной подготовке капитанов, палубной и машинной команды.
Предоставляя документы на ГКК, теперь главное, чтобы сертификат был действующим, и уже не важен его срок. Чтобы не было подделок плавательного стажа, отменена справка о плавании, которая рассматривалась на ГКК. Теперь предоставляется только послужная книжка, в которой рейсы записаны в хронологическом порядке.
Бич времени — фальшивые документы моряков
Одной из насущных проблем Александр Сагайдак, председатель собрания, назвал предоставление фальшивых документов в крюинговые компании.
- Иногда у работодателя нет времени на проверку документов. Бывают ситуации, когда срочно нужна должность. И дело решают часы. А проверка в реестре документов моряков, который есть в Киеве, занимает несколько дней.
- Когда один из «Волго-балтов» сел на мель в районе Поти, мне прислали на проверку документы капитана, — рассказал Александр Антонов. — Я сверил подписи и обнаружил две одинаковые. Человек не может два раза расписаться одинаково. Мы проверили по базе. Оказалось, что этот человек, управлявший судном, не получал никаких официальных дипломов, даже штурмана малого плавания. А сразу «нарисовал» себе капитана.
- Подделка морских документов — бич времени, — отметил Вадим Грицюк. — Я беседовал в Лондоне с латвийским начальником морского регистра. И он высказал претензии к одесским морякам в плане подготовки, отметив, что встречал сертификаты, которые выданы одной датой. И понятно, что они штампуются. Хотя и их охотно берут на работу. В Латвии все моряки внесены в реестр, где есть информация об окончании учебного заведения, образовании. Все крюинговые компании вносят в фонд занятости информацию по каждому моряку. Принят минимальный взнос налога, например, для капитана — исходя из зарплаты в 300 евро. Он оплачивается моряками независимо от их реальной зарплаты. И они с удовольствием платят налоги. Нам нужен реестр моряков, чтобы видеть не только документы об образовании, но и стаж плавания. Потому что в основном моряк у нас учится на практике, — подчеркнул Вадим Грицюк. — В конце апреля этого года планируется ввод автоматизированной системы реестра, чтобы все в морском сообществе было прозрачно и понятно.
Украинские моряки получат карточку, как пилоты?
Члены Ассоциации также внесли предложение: по примеру авиаторов перевести документы моряка на пластиковую карточку, где о нем будет записана вся информация. Это усовершенствует систему выдачи документов и пресечет попытки их подделки, — высказали мнение представители крюингов. Хотя это предложение осуществить в ближайшем будущем вряд ли возможно по техническим и другим причинам.
А пока глава Ассоциации призвал представителей крюинговых компаний к вниманию в плане проверки ценза тех, кого они берут на работу. И попросили, если работодатели обнаруживают липовый ценз, сообщать на форуме Ассоциации, чтобы об этом знали другие крюинги.
Член правления Ассоциации ВОКК порекомендовал информировать о случаях пьянства, которые наносят вред репутации украинских моряков. Был случай, когда стармех на подходе в базовый порт был пьян. И лоцман не мог завести судно в порт, когда стармех в таком состоянии. В состоянии алкогольного опьянения пребывал 40-летний капитан, управляя судном. Его сняли с борта, отправив домой за его же счет. Александр Сагайдак предложил брать таких нарушителей дисциплины на контроль и предавать гласности на уровне Ассоциации.
P.S. Ассоциация посчитала необходимым созвать круглый стол (в 20-х числах апреля в Одессе) на предмет широкого обсуждения проблем лицензирования морских компаний, предоставляющих работу по найму в Украине.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |