ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Розовый бульдозер в княжеском дворце
26.03.2016 / Газета: Одесский вестник / № 11(5416) / Тираж: 5481

Дерзкое и незаангажированное, свежим порывом мартовского ветра творчество молодых художников заполонило анфилады старинного дворца князя Дмитрия Гагарина. В Одесском литературном музее — итоговая выставка арт-конкурса «Розовый бульдозер».

Этой выставкой «Розовый бульдозер» отметил свой первый юбилей. Пять лет назад Алексей Малик — художник, известный не только в Одессе, — пришел с идеей художественного проекта к Сергею Гриневецкому, политику и меценату, инвестирующему духовное и интеллектуальное развитие нашего региона. В результате появилась еще одна культурная традиция Одессы — экспериментальный арт-конкурс «Розовый бульдозер», основным направлением которого стало позитивное современное искусство.

Почему «Розовый бульдозер»? Наверное, этот вопрос чаще всего задают организаторам проекта. Включайте свою фантазию! Но, наверняка, никто не станет спорить с тем, что розовый — это цвет молодости и весны. И традиционно именно весной проходят все итоговые выставки конкурса. А слово «бульдозер», начиная с одиозной выставки 1974 года, надо полагать, достаточно тесно связано с отечественными художественными традициями и новаторскими направлениями отечественного изобразительного искусства. Правда, тогда бульдозер сыграл разрушительную роль. Хотя, по сути, не бульдозеры виноваты, а те, кто отдает приказы. И пять лет назад инициаторы арт-конкурса решили бульдозер реабилитировать. В одесской интерпретации он стал современной креативной и прогрессивной машиной, которая если что-то и крушит, то только стереотипы и штампы.

Каждый год проект расширяет свои творческие и географические рамки. Начавшись как студенческий, он вскоре стал региональным, затем — всеукраинским. Сегодня — это международный проект, объединивший семь стран: Украину, Испанию, Австрию, Польшу, Германию, Ирак, Китай. Надеемся, эта великолепная семерка принесет «Розовому бульдозеру» успех.

В этом году на конкурс было представлено 247 работ 106 молодых художников в возрасте до 35 лет. Сто из них высокое интернациональное жюри, возглавляемое председателем правления Одесской областной организации НСХУ народным художником Украины Анатолием Горбенко, признало заслуживающими внимания. Были представлены, пожалуй, все стили — от фигуратива до абстракции: живопись и графика, мозаика и инсталляции из различных материалов, компьютерная графика и фотография... Наград удостоились десять работ, завоевавших три призовых места и семь поощрительных дипломов. Главные критерии определения победителей — синтез мастерства и точность раскрытия темы конкурса. Меняется она ежегодно. Лейтмотив 2016 года — «Между небом и землей» — думается, как никогда, созвучен настоящему времени. Тема вневременная, к которой обращались, обращаются и будут обращаться творцы всех времен и народов. Это поиск архетипа, идеи архимира — основы создания сущего. И каждый из конкурсантов находит его по-своему. Небо и землю молодые художники соединяют с помощью воздуха и света, дарующего благодать неба земле и жажду полета. И, конечно, центр мира, связывающий землю и небо, — человек. Художники по-разному представляют эту идею: это тема Будды и Христа, ребенка, только начинающего жизнь, взрослого, пытающегося решить проблемы современного мира — человека, стремящегося ввысь.

Следующая тема «Розового бульдозера» — экология, одна из актуальнейших на сегодняшний день. Отныне он будет проводиться в формате биеннале — раз в два года. Задача же пятилетки выполнена, считает отец-основатель «Розового бульдозера» Алексей Малик, конкурс встретил свой юбилей в статусе международного.

- Для меня, как политика, очень важно помочь найти общий язык государству и интеллигенции, художнику и обществу. И «Розовый бульдозер» — один из первых шагов такого диалога, — полагает Сергей Гриневецкий. — Я считаю, эти отношения должны быть подобны настроенной на точную ноту натянутой струне музыкального инструмента. Тогда возникнет гармония. Если же струна расстроена — музыки не получится, а если ее перетянуть — лопнет, и вообще не будет ничего.

Бульдозеры же нужны для того, чтобы строить дороги. А розовый, судя по всему, прокладывает дорогу молодым художникам в будущее.

Автор: Марина Некрасова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту