![]() |
|
![]() |
![]() |
В ходе половодья на Дунае вновь обострилась проблема размыва берега в Ренийском порту, в районе нефтебазы
Тревогу забил депутат Ренийского городского совета Виктор Метель:
– Дунай потихоньку съедает берег. Эта проблема не сегодняшнего дня, но сейчас она стала критической – от кромки воды до нефтебазы осталось всего пять метров. Старожилы рассказывают, что в этом месте проходило старое русло, когда во время половодья Дунай сливался с лиманом. В ходе строительства порта русло было засыпано песком. Если река размоет песок, а этот процесс уже начался, вода затопит часть города и уничтожит все производственные объекты на своем пути.
Депутатское обращение было рассмотрено на совещании первых лиц города и района с участием специалистов Ренийского порта и Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины».
– Три года своими силами мы укрепляем этот участок берега железобетонными конструкциями, но после половодья, когда вода спадает, их уносит течением, – сообщил начальник отдела механизации Ренийского порта Виктор Меркулов. – Мы стараемся держать уровень берега на одной линии, но это временные меры. За последние два года река уже съела примерно шесть метров береговой линии.
– Будет экологическая катастрофа или авария. Вопрос стоит в острой форме, – говорит начальник отдела гидротехнических и инженерных сооружений Ренийского филиала ГП «АМПУ» Александр Петров.
По прогнозам специалистов, в случае прорыва потоки воды, – а в период половодья Дунай мчится со скоростью три метра в секунду, – уничтожат нефтебазу и другие производственные объекты. Также размоет автотрассу Рени – Измаил. В этом случае в приграничный городок приехать можно будет только через территорию Республики Молдова – он будет отрезан от Украины.
Проблемы с берегоукреплением в акватории Ренийского порта появились, когда на румынском пологом берегу Дуная была построена дамба высотой семь метров. Если раньше в период половодья река разливалась в сторону низменной части Румынии, растекаясь по плавням, то теперь вся мощь водного потока приходится на украинский берег. Причем если раньше центр русла Дуная находился в 150 метрах от украинского берега, то сейчас он сместился в нашу сторону, приблизившись к берегу на 30-40 метров. Если представить глубоководный Дунай в поперечном разрезе, то Ренийский порт находится на краю огромного каньона.
– Пошли необратимые процессы разрушения берега по низу, – говорит инженер-гидролог А. Петров. – Мы наблюдаем не только мощнейшее течение, но и обратное течение у берега, которое работает как ротор – снизу, на глубине 10-15 метров рушится пласт за пластом. Процесс необратимый, это страшно. Рано или поздно прорвет – природа берет свое.
По словам специалиста, эта проблема изучалась с привлечением зарубежных специалистов еще в девяностые годы прошлого века. Тогда болгарскими учеными даже был разработан проект по итальянской технологии – они предложили построить железобетонную стену на 40 метров вглубь. Стоимость погонного метра такого сооружения – порядка 50-60 тысяч долларов. Но сегодня этот проект требует доработки – в связи с изменением берега и произошедшими разрушениями.
Есть еще один вариант решения проблемы – добровольно вернуть Дунаю старое русло. Для этого надо строить искусственный канал, укреплять его берега бетоном, а над дорогой Рени – Измаил возводить мост. И первый, и второй варианты очень дорогостоящие, требуют научного обоснования и подготовки проектной документации, что в украинских реалиях занимает годы.
По словам А. Петрова, руководство ГП «Администрация морских портов Украины» готово выделить средства на проектирование берега, но законодательство не позволяет это сделать: тот участок, который сейчас размывается, принадлежит порту.
Но самая большая проблема – технико-экономическое обоснование проекта. Сегодня на ренийских причалах перерабатывается всего 1,2 миллиона тонн грузов в год, и встает вопрос о целесообразности капиталовложений…
Вообще будущее украинских портов на Дунае оптимизма не вызывает. В свое время соседи с противоположного берега Дуная заложили под наш транспортный потенциал «мину замедленного действия», изменив течение Сулинского канала.
– Раньше Сулина шла по дуге. Они решили «пузо» убрать и сделать напрямую, – говорит А. Петров. – Скорости сразу увеличились в полтора раза, течение воды перераспределилось в сторону Сулины. В перспективе устье Дуная в украинской части зарастет камышом, Измаильский порт будет заилен – и эти процессы мы уже наблюдаем.
Обсудив положение дел, Ренийская райгосадминистрация, органы местного самоуправления приняли решение обратиться с указанной проблемой к губернатору Одесской области и Президенту Украины.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |