Об этом шла речь на недавней пресс-конференции, состоявшейся в региональной организации Союза журналистов Украины. Проект такого специального института по вопросам защиты конституционных прав человека (гражданина) представили президент Института демократии и прав человека, заслуженный юрист Украины Александр Мучник, доктор юридических наук, профессор, академик Михаил Баймуратов, а также соавтор проекта и, как его представили старшие товарищи, молодой перспективный юрист Никита Лагутин.
Парламентский контроль за соблюдением прав человека в системе законодательной ветви власти, согласно ст. 101 Конституции Украины, осуществляет Уполномоченный Верховной Рады по правам человека. Государственный же контроль за соблюдением прав человека на местах со стороны исполнительной власти, к которой относятся местные госадминистрации, мог бы взять на себя специальный институт – Уполномоченный областной государственной администрации по правам человека.
Громадный опыт работы подобного института, даже на муниципальном и отраслевом специализированном уровне (сообразуясь, конечно, с условиями местного территориально-административного деления), давно накоплен в западных странах. Возможности такого института адаптированы в Италии. Показательны примеры действия локальных омбудсменов в Германии, Швейцарии, США, Великобритании, Канаде, Испании, Голландии…
«…Мировая практика, – отмечал еще в 2004 году один из ведущих специалистов Института государства и права им. В. Корецкого НАН Украины Александр Батанов, – идет путем локализации института омбудсмена. Это делается для того, чтобы данный институт имел возможность в полную силу, моментально реализовать свои контрольно-наблюдательные функции в случае нарушения прав и свобод человека».
Такой «расклад», безусловно, необходим не только в тоталитарных, но и в посттоталитарных странах, к которым, несомненно, относится и Украина. Говоря бытовым языком, когда «царь далеко, а Бог высоко», защиту прав рядового гражданина мог бы осуществлять локальный институт – омбудсмен областного, районного уровня на принципах равноправного взаимодействия с институтом Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.
По замыслу авторов проекта, данный институт также должен самым тесным образом сотрудничать с правозащитными организациями западных стран, что привело бы к кардинальному изменению правовой ситуации в регионе. В деле строительства такого института – надежда на помощь западных партнеров по созданию сети правозащитных организаций под руководством Уполномоченного Одесской областной государственной администрации по правам человека. Пока, правда, на письма с таким предложением, отправленные в свое время в разные посольства, а также в правозащитные организации разных стран, отозвались лишь некоторые из предполагаемых партнеров: их сдержанность, очевидно, можно объяснить некоторыми опасениями по поводу положения Украины, очутившейся в центре большой геополитической игры. Не получили отклика авторы проекта и от генерального прокурора родной страны. Но отступать от идеи создания института местного омбудсмена они не намерены. Убеждены: не будет осуществлен проект в нашем регионе, найдет он поддержку в ином регионе страны. Но – как патриоты своего края – авторы проекта хотели бы, чтобы именно наш регион стал пионером в деле создания специального института по защите прав территориальной громады, каждого ее члена: в Украине такого прецедента еще не было. А окажется деятельность института успешной – опыт подхватят и другие регионы.
В конце февраля проект был представлен в канцелярию Одесской облгосадминистрации. По словам его авторов, создание сети подобных организаций обеспечивало бы не только непосредственно защиту прав человека, но и правовое просвещение граждан. Дабы они могли с помощью такого инструмента действовать и в рамках правовой самозащиты. Институт локального уровня может также выполнять задачи нормотворческие, например, разработку проектов нормативных актов по вопросам защиты прав человека, а также конституциональную задачу – содействовать формированию благоприятного правового климата в регионе. Это был бы весомый шаг к евроинтеграции, к построению правового государства. Среди вопросов, задаваемых участниками пресс-конференции – журналистами, правозащитниками, учеными, общественниками, прозвучал и такой: «Почему именно Одесский регион выбран в качестве своеобразного полигона для внедрения проекта?» Ответ Александра Мучника был коротким: «Мы здесь живем». Продолжить можно его же словами, сказанными ранее: «Нужно работать на опережение». На опережение событий, которые могут повлечь за собой большие жертвы. Что и случилось в Украине и чего не могло бы случиться в стране, где права каждого человека защищены, где параметры взаимодействия людей основываются на принципе «человек человеку друг» – а не враг.
Совестливые, просвещенные люди именно так пытались действовать еще во времена СССР. Вспомнили авторы проекта, в частности, эффективную работу приемной светлой памяти народного депутата СССР, ректора ОГУ им. И.И. Мечникова Игоря Петровича Зелинского: за два с половиной года волонтерам-юристам, трудившимся в этой приемной, удалось защитить права многих людей.
Верится, что помнят одесситы и толпы обиженных исполнительной властью людей, получавших помощь в приемной редактора «Вечерней Одессы» Бориса Федоровича Деревянко. Он также был народным депутатом, отстаивал правду, за что и поплатился жизнью.
Безопасность, подчеркивали авторы проекта специального института по вопросам защиты прав человека, – одна из основных ценностей. Но сегодня все институты нашего государства не работают в пользу человека, территориальной громады. Необходима правовая система. Омбудсмен, в принципе, должен быть политически независимым и технически подготовленным, ни в коем случае не подпадать под опеку администрации. Иначе мы столкнемся с вариантом очередной чиновничьей специализации. Омбудсмен не может, не должен быть чиновником, подчиняющимся жесткой субординации.
Организаторы пресс-конференции высказали и поддержали пожелание вынести проект на обсуждение общественности. Процесс его доработки также будет обсуждаться на следующих встречах в региональной организации Союза журналистов Украины.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.036Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |