![]() |
|
![]() |
![]() |
Деньги? Пиар? Сепаратизм?
В марте 2016 года в Одесском городском совете появилась межфракционная депутатская группа «За Порто-франко». Ее участники считают создание в городе свободной экономической зоны чуть ли ни единственным спасением для города в условиях тяжелой экономической ситуации. В то же время, противники называют идею создания порто-франко просто красивой вывеской для сепаратизма и уверяют, что корни одесской «свободной торговли» уходят в Москву.
Рай для инвесторов?
Группа «За Порто-франко» объединила депутатов от «Оппозиционного блока» и Украинской морской партии Сергея Кивалова. Именно последнего называют главным идеологом создания в Одессе свободной экономической зоны. Проект порто-франко Кивалов продвигает» с февраля 2014 года, инициируя сбор подписей, петиции Президенту и другими способами «толкая идею в массы».
Проект предлагает отмену пошлины для товаров, которые ввозятся в Одессу из-за рубежа, а также с товаров, которые производятся в Одессе и вывозятся за рубеж. А предприниматели, работающие в свободной экономической зоне, в течение трех лет будут освобождены от уплаты налогов. По мнению депутатов, такие новшества позволят создать в городе благоприятную среду для бизнеса.
— Это, прежде всего, новые предприятия, новые сферы бизнеса, это — десятки тысяч новых рабочих мест. Это многомиллионные инвестиции в реальный сектор экономики, а не кредитные деньги, которые уходят непонятно куда, — утверждает соруководитель группы Владимир Корниенко.
К слову, сторонники порто-франко развернули деятельность и в стенах Верховной Рады Украины. В частности, Сергей Кивалов, вместе с другими депутатами от Одесской области (Антоном Кисее, Николаем Скориком и Александром Пресманом), зарегистрировал в парламенте законопроект «О свободной (специальной) экономической зоне «Порто-франко».
Рука Москвы?
Казалось бы, порто-франко — всего лишь экономический эксперимент. Однако есть у проекта и политическая подоплека. Часть одесских активистов проект считают подозрительным и говорят, что за идеей свободной экономической зоны может скрываться сепаратизм.
— Достаточно посмотреть, кто инициировал создание группы «За Порто-франко». Практически все они были в Партии регионов и в большей или меньшей степени обвинялись в про-российских и сепаратистских симпатиях. Их идея не имеет ничего общего с порто-франко времен молодой Одессы, — рассказал «Одесской жизни» общественный деятель Андрей Юсов.
По его мнению, российский проект на юге Украины «проиграл лобовую атаку, и теперь пророссийские силы пытаются действовать более мягко».
Кстати, задолго до создания депутатской группы «За Порто-франко» появилось одноименное общественное движение, которое многие общественники называют откровенно сепаратистским и выполняющим заказы Кремля.
Впрочем, сами депутаты любые обвинения в сепаратизме категорически отвергают и даже обещают организовать некий научно-аналитический центр для пропаганды своих идей.
— Поскольку некоторые «сознательные» псевдопатриоты пытаются притянуть за уши к этому вопросу политику, обвинить авторов проекта и тех, кто поддерживает идею создания порто-франко, в сепаратизме и чуть ли не в государственной измене, специалисты популярно объяснят одесситам на примере других стран обо всех положительных моментах работы свободных экономических зон, — рассказывает соруководитель группы Дмитрий Вишняков.
Политический пиар
Большинство экспертов считают, что в вопросе о порто-франко политики куда больше, чем экономики.
— Возможно, кто-то из депутатов действительно считает, что внедрение порто-франко может принести положительный эффект для города. Однако вряд ли кто-то из них всерьез рассчитывает на то, что проект будет реализован, — говорит политолог Ярослав Католик.
Эксперт считает, что политики «испытывают дефицит креативных идей, поэтому пытаются попиариться легким способом, используя популярную идею».
А пока бурлят политические страсти, экономисты сомневаются в эффективности идеи свободной экономической зоны как таковой.
— Вопрос: для чего создается свободная экономическая зона? Если есть реальные перспективы зарубежных инвестиций в промышленное производство, тогда это может быть интересно. Но вполне вероятно, что просто появится очередная возможность уклонения от налогов, — считает экономист Захар Попович.
Кроме того, эксперты напоминают, что в 2000 году в Одесском порту уже создавалась свободная экономическая зона. Однако ожидаемого эффекта она не принесла и вскоре была ликвидирована.
СПРАВКА «ОЖ»
Режим порто-франко действовал в Одессе с небольшими перерывами с 1817-го по 1859 год и стал частью одесского мифа: принято считать, что именно свободный порт позволил сделать наш город одним из мировых торговых центров. Однако историки убеждены, что роль порто-франко преувеличена. Во-первых, развитие Одессы началось до введения режима свободного порта и продолжалось после его отмены. Во-вторых, порто-франко тормозил развитие одесской промышленности — ведь на рынке Российской империи одесские товары облагались такой же пошлиной, как и иностранные. В-третьих, период порто-франко отметился небывалым расцветом коррупции и контрабанды на одесской таможне.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |