ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Почему буксует реимбурсация?
16.04.2016 / Газета: Одесские известия / № 29(4852) / Тираж: 18937

В облгосадминистрации состоялась пресс-конференция главного врача областного эндокринологического диспансера Ольги Агафоновой. Она была посвящена проекту реимбурсации (возмещения) стоимости инсулина для больных сахарным диабетом.

По информации Минздрава, проект должен был стартовать еще 1 апреля, но в очередной раз отложен из-за технических сложностей. Потому специалисты в регионах основное внимание пока сосредотачивают на разъяснительной работе по поводу того, как и на каких условиях пациенты будут снабжаться инсулином.

Основная новация проекта – создание Государственного реестра больных сахарным диабетом. Если человек включен в него, он в течение года сможет получать необходимое лекарство в нужной дозировке бесплатно. Для включения в реестр надо обратиться к ответственному врачу (в каждой поликлинике в городе и в центральной районной больнице таковые должны быть назначены). Врач выписывает рецепт на нужный пациенту инсулин и подсказывает, в какой аптеке его можно получить.

На сегодняшний день возникли сложности с аптеками, готовыми работать в рамках проекта. Дело в том, что они должны сначала закупить инсулин по общей заявке от своих пациентов, обеспечить его правильное хранение, выдать обратившимся с рецептами людям, а затем ежемесячно, до

5 числа, оформлять документы на получение из местного бюджета компенсации стоимости выданного инсулина.

Понятно, что аптеки, как коммерческие высокоприбыльные предприятия, не очень заинтересованы брать на себя ответственность за реализацию сложной социально значимой функции, да еще и с отсроченным возвращением денег. Их бизнес весьма успешен и без заботы о диабетиках. А тут, как сказано в постановлении Кабмина, надо в отчете о каждом препарате инсулина указать массу данных. Например, его международное непатентованное и торговое название, дозу, форму выпуска, продолжительность действия, количество единиц в упаковке, количество отпущенных упаковок, цену отпуска (она определяется не аптекой, как в случае с другими лекарственными средствами, а является референтной, то есть установленной путем сравнения с ценами в других странах), указанное в рецепте название лечебного учреждения. И только в финале пишется полагающаяся аптеке сумма компенсации. Честно говоря, с трудом представляю, что кто-то добровольно возьмет на себя такой дополнительный груз.

Далее в проекте идет речь о том, что через год после начала приема инсулина по программе реимбурсации пациент обязан представить данные об уровне гликозилированного гемоглобина. Это биохимический показатель, определяющий уровень глюкозы в крови на протяжении длительного времени (до трех месяцев), а не на момент сдачи анализов. Делают такие анализы частные лаборатории. В день написания материала стоимость процедуры в них колебалась от 140 до 150 гривень. Оплатить проведение анализа диабетику придется самостоятельно.

Согласно международным классификациям, норма содержания гликозилированного гемоглобина колеблется в пределах 4-6,5% от общего количества гемоглобина. У больных, страдающих диабетом, этот показатель выше в два-три раза. Норма достигается через месяц-полтора после нормализации уровня глюкозы в крови.

Если содержание гликозилированного гемоглобина окажется выше 7,5%, пациента с аналогового типа инсулина переведут на человеческий, с картриджной формы – на флаконную. Это не коснется беременных женщин, детей, студентов, людей с плохим зрением. Пациенты, которые не согласятся с предложенными изменениями, будут вынуждены получать свой привычный инсулин уже не бесплатно, а с доплатой примерно 10% от его стоимости.

Ольга Агафонова подчеркнула, что уровень гликозилированного гемоглобина измеряют для того, чтобы узнать, насколько хорошо пациент работает над собой: правильно ли питается, занимается ли физкультурой, избегает ли стрессов, то есть делает ли все то, что призвано нормализовать уровень глюкозы в крови в дополнение к инсулину.

Все сказанное выше вызвало у меня несколько вопросов.

Прежде всего, насколько охваченными реестром окажутся больные сахарным диабетом, живущие в отдаленных селах. Им для попадания в перечень, дающий право на бесплатный инсулин, предстоит как минимум добраться до центральной районной больницы за рецептом, а потом еще и до аптеки, в которой можно получить инсулин. В день проведения пресс-конференции далеко не во всех районах области такие аптеки уже были определены.

Исследование на гликозилированный гемоглобин – это высокотехнологичная лабораторная диагностика. И не каждый сможет оторвать от семейного бюджета порядка 150 гривень, чтобы сделать исследование, которое не обязательно даст ему право еще год получать инсулин бесплатно.

При сахарном диабете питание, двигательная активность, отсутствие стрессов являются важнейшими лечебными факторами наряду с лекарствами.

Не секрет, что правильное питание сегодня стало привилегией достаточно состоятельных людей. Потому, даже понимая, какие продукты надо употреблять в пищу, лишь немногие диабетики смогут реализовать свое знание на практике.

При этом не стоит думать, что люди с высоким уровнем доходов совсем избегут проблем. Бизнес сегодня связан с постоянными стрессами, которые очень часто и становятся причиной развития сахарного диабета.

В итоге получается, что удержать уровень гликозилированного гемоглобина в границах до 7,5%, чтобы и дальше получать инсулин бесплатно, удастся не всем диабетикам. И людей начнут переводить на инсулины классом ниже. Оправдан ли такой подход с точки зрения защиты прав пациентов и улучшения качества их жизни?

Вот как высказался по этому поводу директор одного из лидеров фармацевтической отрасли в мире, фирмы – производителя инсулинов «Sanofi» в Украине и Беларуси Жан-Поль Шоер в интервью агентству «Интерфакс – Украина»: «Аналоговый инсулин несущественно дороже обычных инсулинов, но при этом значительно эффективнее. В Украине лечение аналоговыми инсулинами получают около 10% пациентов, тогда как в странах Западной Европы – 70-80%. Для детей в Украине такие инсулины составляют 30%, а в развитых странах их доля доходит до 90-100%. Впрочем, в данном случае нужно учитывать не только прямую стоимость препарата, но и непрямую. Этим препаратом мы существенно снижаем расходы, связанные с риском осложнений и их последующего лечения, количество случаев госпитализации и, таким образом, улучшаем качество жизни пациентов с диабетом. Надо понимать, что аналоговый инсулин – это уже новое поколение. И он, и человеческий инсулин нужны для того, чтобы у пациента всегда оставалась возможность выбора препарата, который подходит ему лучше».

Не правда ли, интересно выходит: у нас много говорят о европейских подходах. Но получается, что только говорят. Потому что штаб-квартира «Sanofi» находится в Париже. Там, оказывается, ищут не пути экономии бюджетных средств на здоровье людей, а варианты обеспечения доступности высоких медицинских технологий для всех категорий больных. Как говорится, почувствуйте разницу…

Автор: Светлана Комисаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту