ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Вождя сменят на казачество, а на могиле устроят клумбу
20.04.2016 / Газета: Сегодня / № 74(5199) / Тираж: 76109

В районах не спешат расставаться с советскими символами. Эксперт: «Мало реформаторов»

В Одесской ОГА обнародовали перечень подлежащих сносу объектов в рамках реализации закона о декоммунизации. Спустя более чем год борьбы с наследием тоталитарного режима, ликвидации подлежат еще 104 артефакта. «Сегодня» узнала, какая судьба ждет памятники, и как к переменам относятся местные жители.

В минувшие выходные коммунальщики Ананьева демонтировали последний памятник коммунистической эпохи в районном центре — Сергею Кирову. Его распилили на части и погрузили в грузовик. «Памятник находится на территории склада горсовета. Позже его могут перенести в музей. А на вакантном месте вскоре появится мемориал украинскому казачеству», — рассказали «Сегодня» в райгосадминистрации. И добавили, что в районе такие инициативы в целом воспринимают положительно, но есть бывшие члены компартии, которые считают это пустой тратой денег, а также пожилые местные жители.

Это стало одной из причин, по которым больше года в области сохраняли памятники или другие артефакты эпохи тоталитаризма.

ЛЕНИНА ХРАНИТ ГАЗ. В списке у чиновников ОГА среди объектов, подлежащих сносу, можно найти бюсты революционеров Михаила Фрунзе, Сергея Кирова, Николая Щорса, Василия Чапаева и еще десятка их единомышленников. Но больше всего монументов, мозаик, памятных табличек посвящены Владимиру Ульянову-Ленину — в области насчитали 57 таких памятных знаков. Например, в Тарутинском районе сохранилось девять мемориалов Ильичу. В селе Новохолмское Арцизкого района уберут надпись «Построено в честь 100-летия В. И. Ленина», а с ней и табличку «Ударникам коммунистического труда». В Великомихайловском районе подобных памятников осталось четыре. «Никаких общественных волнений нет. Ленина в райцентре сняли на сохранение еще год назад. Сейчас там постамент, на котором высаживают цветы. Сложнее ситуация в Словяносербске — там нелегко снять памятник потому, что рядом проходят газовая труба, радио- и телефонные линии», — рассказывает архитектор местной РГА Ольга Пуровская. И добавляет, что серьезным конфликтом грозит снятие памятника революционеру Петру Войкову в селе Тростянец: «Там живут русские староверы и большинство из них против такой инициативы».

Ликвидации подлежат изображения серпа и молота, герба УССР и даже захоронения. Так, в Ананьевском районе в список объектов под снос попала братская могила двух местных жителей — Гуцула и Григораша, погибших в ходе коллективизации в 1931 году. Эксперт в сфере предоставления ритуальных услуг Николай Пеструев подчеркивает, что просто так ликвидировать могилу нельзя: «Если там есть останки, перезахоронить надо согласно порядку содержания могил». А в Ананьеве говорят, что перезахоронят останки с братской могилы на городском кладбище. «Это сделают до конца апреля. На ее месте, в центре города, скорее всего, появится клумба», — рассказала «Сегодня» руководитель отдела коммуникаций местной РГА Светлана Байкалова.

ЗАМАЖУТ. Еще сложнее обстоят дела с изображениями и барельефами на фасадах зданий. «На фасаде Дома культуры села Лиманское у нас есть барельеф с изображением флага, звезды, серпа и молота. Что с ним делать, пока не ясно. Скорее всего, просто придется замазать чем-то. Чтобы не уродовать здание, мы пригласим архитекторов и посоветуемся с ними», — пояснила нам сотрудница Ренийской РГА Юлия.

Эксперты говорят, что затруднения с выполнением закона связаны с тем, что закон о декоммунизации многие воспринимают как «временный». Политолог Леонид Дузь говорит, что каждая новая власть пытается переписать историю, и народ понимает, что рано или поздно все вернется на свои места. «Люди считают необходимость демонтажа советских памятников временным явлением и думают, что средства, затраченные на это, можно было пустить на более важные цели». А политтехнолог Игорь Севрюгин отмечает, декоммунизация дается с трудом потому, что представители новой власти пришли только в столицу и областные центры: «В районах осталось много приспешников старого режима, которые тормозят выполнение закона. Там мало реформаторов».

Сергей Киров. Памятник распилили и увезли на грузовике на хранение.

ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ НА НОВОЕ НАЗВАНИЕ

Немало проблем остается из-за переименований населенных пунктов. В Ильичевске, который переименовали в Черноморск, некоторые горожане требуют вернуть прежнее название. А жителям поселка Червонознаменка Ивановского района потребовалось девять месяцев, чтобы определиться с новым названием. На выходных тут прошло итоговое общественное слушание с тайным голосованием, и после жарких дебатов селяне остановились на двух названиях — историческом Катаржино, в память о бригадире царской армии Илье Катаржи, и Знаменке, которую поддержали 728 жителей из 1031 голосующего. «У нас даже проходили акции протеста. Сторонники нового названия выступали против исторического, потому что оно связано с царской Россий и не исключено, что его пришлось бы также вскоре менять», — рассказывают сотрудники Ивановской РГА. И добавляют, что других конфликтных ситуаций в районе нет. А жительница села Марина Полищук признается, что люди чувствуют нестабильность, ведь не знают, чего от них могут потребовать завтра. «Поэтому такие инициативы воспринимаются с неуверенностью», — поясняет она.

Автор: Ирина Чиркина


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту