![]() |
|
![]() |
![]() |
За минувший месяц и даже за последнюю неделю одесской общественности было представлено большое количество проектов масштабного строительства, которое поменяет облик Слободки, Таирова, Ближних Мельниц и других одесских районов.
Некоторые проекты начнут реализовываться прямо сейчас, и уже до конца года на стройках закипит работа, некоторые — позже, после поиска компромиссов с одесситами, не очень довольными планами застройщиков.
АЭРОПОРТ СТАНЕТ ЗООПАРКОМ
И ЧУТЬ-ЧУТЬ — КЛАДБИЩЕМ
Но начнем мы с территорий, использование которых не ущемляет ничьих интересов, разве что вызывает ностальгию по утраченным временам и возможностям.
В понедельник, 18 апреля, члены градостроительного совета Одесской мэрии рассмотрели и одобрили проект детального плана территории (ДПТ), прилегающей к Тираспольскому шоссе, Объездной дороге, кладбищу «Западное» и железнодорожным путям в Одессе.
Согласно проекту, по Тираспольскому шоссе, на территории бывшего аэропорта «Застава», планируется размещение зоологического парка в границах земельного участка площадью 9,5 га, переданного в аренду ООО «Био-парк», которое выступает инвестором.
В районе пересечения Тираспольского шоссе и Объездной дороги, у «Двух столбов», предусмотрена транспортная развязка в двух уровнях.
Таким образом, в Одессе появится еще один зоопарк — причем частный, который однозначно будет конкурировать с государственным одесским, как приезжие цирки-шапито конкурируют с Одесским государственным цирком.
Кроме того, напомним, что в минувшем месяце горсовет за счет все того же аэропорта увеличил площадь Западного кладбища. Теперь территория кладбища, которое и так считается одним из самых больших в Европе, вырастет с 204 га до 218 га.
Перед принятием этого решения чиновники заявляли, что Одессе катастрофически не хватает мест на погостах, в связи с чем необходимо срочное расширение территорий.
Впрочем, даже сегодняшнее расширение Западного кладбища за счет аэродрома, по мнению властей, решит проблему не навсегда, а лишь на ближайшие три-пять лет.
В то же время, констатируют чиновники, расширение территорий других кладбищ в городе невозможно.
(Здесь стоит чуть подробнее остановиться на самом аэропорте «Застава», потому что уже немногие помнят о его существовании. А ведь всего 50 лет назад небольшие аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами были в каждом райцентре Одесской области и даже во многих крупных селах. В райцентры из Одессы выполнялось, как минимум, 1-2 рейса в сутки. В села самолеты малой авиации летали из Одессы несколько раз в неделю. Стоимость авиаперелетов была смехотворно низкой — за счет государственных дотаций, поэтому пользоваться ими могли позволить себе и обычные селяне.
Работали на местных авиалиниях в основном самолеты АН-2 («кукурузники»), прочно занявшие нишу оперативных пассажирских перевозок: по скорости они выигрывали у поездов и, особенно, у автобусов. Все местные рейсы из Одессы как раз и выполнялись с аэродрома «Одесса-Застава». Отсюда летали даже меж-областные рейсы вроде Одесса — Николаев — Кировоград или Одесса — Гайворон — Кировоград.
После распада СССР внутриобластные авиарейсы еще год поработали «по инерции». Стоимость билетов при этом выросла в десятки раз и мгновенно стала недоступной для рядовых пассажиров: самолеты летали пустыми.
И уже в 1993 году абсолютно все внутриобластные и прочие местные авиарейсы прекратились. Затем, на протяжении девяностых годов все до единого грунтовые аэропорты в райцентрах, как и аэропорт «Застава», прекратили свое существование: взлетные полосы были распаханы или использовались как пастбища, а здания и техника — проданы. В начале 2000-х на большей части аэродрома «Застава» разместилось Западное кладбище.)
НОВОСТРОИ
ПОД МОСТОМ
Также одесский градсовет поддержал проект изменения облика улицы Приморской в районе Тещиного моста.
Проект, инвестором которого значится КП «Городское капитальное строительство», предполагает трансформацию части Приморской улицы, от сквера Жанны Лябурб под Тещиным мостом до военно-морской базы. Со стороны порта снесут руины и ветхие строения. Там появится 8-этажное административное здание и
3-8-этажное многофункциональное здание (офисный и выставочный центр). С другой стороны улицы, на месте домов №№27-33, вырастут два пятиэтажных жилых комплекса. (Заметим, что эти двухэтажные дома, подлежащие сносу, перманентно всплывают в городских новостях после того, как от них отваливается очередная часть фасада).
«Предусмотрено благоустройство склонов вдоль Приморской улицы и бульвара Жванецкого. Парковые аллеи, пешеходные дорожки, светильники и скамейки вытягиваются вдоль склона от Военного спуска до Торговой улицы и далее соединяются со смежной парковой зоной, которая продлевает зеленый пояс склонов, вплоть до Художественного музея, — добавляют в мэрии. — С особым вниманием авторы подошли к сохранению и благоустройству сквера им. Ж. Лябурб под Тещиным мостом. На этом месте сквер будет сохранен и улучшен».
РАСШИРЕНИЕ УЛИЦ
Также на этой неделе стало известно, что горсовет планирует расширить ряд улиц в Аркадии и прилегающих районах, где после строительства большого количества многоэтажных домов серьезно назрела проблема транспортных заторов. Ее хотят решить путем расширения улиц Генуэзской, Пионерской, Гагаринского плато.
Городской голова Геннадий Труханов отметил, что проект предусматривает комплексное решение проблемы улиц, а не расширение какой-то одной, что в итоге приведет к заторам на соседних.
В частности, на ул. Генуэзской планируется опустить трамвайное полотно на один уровень с дорогой и открыть проезд для автомобилей.
Мэр добавил, что этот вопрос рассматривался еще два года назад, но тогда не было найдено финансирование.
В настоящее время власти ищут инвесторов для перекладки теплотрасс на реконструируемых улицах.
Еще из новшеств — одобрение проекта по возведению самых больших зданий в Одессе — двух 32-этажных жилых домов на 8-й станции Большого Фонтана (в районе улиц Каманина, Литературной, Красных зорь). По мнению архитекторов, эти по одесским меркам небоскребы «улучшат морской фасад города».
ЗАСТРОЙКА СЛОБОДКИ И СНОС «ПОД НОЛЬ»
Затем под многоэтажную застройку подпадают Слободка и окраина жилмассива Таирова.
В первом случае место для большого квартала высотных зданий предусмотрено между улицами Промышленной, Пестеля, Испанской и Парковой. Сейчас на этом месте — типичные слободские дома-полутрущобы и недействующие складские помещения. Все это планируется снести и на этих участках вести строительство. (Но недавно построенные капитальные частные дома сносить не будут.)
По окончании проекта здесь появятся две тысячи новых квартир и детский сад на 115 мест — на двух участках индивидуальной застройки. Строительство школ в данном квартале не планируется, так как в пределах доступности находятся три школы, резерв в которых составляет порядка
1 тыс. 360 мест. Всего же через пять лет там планируется построить четыре двухсекционных 16-этажных дома. А до 2030-го — еще несколько 5-этажных и 16-этажных домов. Также предполагается расширение улиц и создание тротуаров нормативной ширины, озеленение проектируемой территории.
Снос частных домов с последующим переселением их жильцов в квартиры новостроек ждет и окраину жилмассива Таирова — в районе улицы Вильямса и Люстдорфской дороги. Здесь, правда, есть существенное отличие. Несмотря на то, что под снос пойдет совсем небольшая территория, именно расположенные на ней част-ные дома полностью образуют две коротенькие одесские улицы — Троллейбусную и Трамвайную. Соответственно, с ликвидацией домов с карты Одессы исчезнут и эти топонимы.
(Заметим, что в конце 1990-х — середине 2000-х годов на прилегающей территории уже был произведен масштабный снос расположенных там десятков частных домов, располагавшихся на забытых уже улочках и переулках. Теперь на их месте находится девятнадцать новостроев — многоэтажных домов по ул. Вильямса (номера 55а, 55б, 55в, 55г, 55д, 55ж, 55и, 55з и другие).
Согласно плану ДПТ, на месте улиц Троллейбусной и Трамвайной и прилегающей к ним автомобильной стоянки планируется строительство 16-этажного и 10-этажного жилых домов, паркинга, нескольких двухэтажных детских садов и трехэтажной общеобразовательной школы на 40 классов.
По словам архитектора Марии Базан, Люстдорфскую дорогу начиная от проспекта Глушко планируется расширить, организовав четырехполосное движение, и продлить до Ак. Королева вдоль трамвайных путей.
БЛИЖНИЕ МЕЛЬНИЦЫ СТАНУТ ВЫСОТНЫМИ
Также снос старых одно- и двухэтажных домов предусмотрен и на улицах Ближних Мельниц
(ул. Шота Руставели, Пишенина, Ефимова).
На этом месте вскоре должны появиться девять 8-, 10- и 16-этажных жилых домов, а также детский развлекательный центр, детский сад на 70 мест, новая поликлиника, офисные помещения и т.д. Также будет реконструирована существующая школа, чтобы увеличить ее вместимость на 440 мест.
Кстати, особо подчеркивается, что городские власти готовы к диалогу с одесситами, а мэр Одессы Геннадий Труханов уже пообещал представителям микрорайонов, не согласных с планами горсовета, выслушать их претензии и предложения, чтобы вместе найти компромиссные варианты.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |