![]() |
|
![]() |
![]() |
Секонд-хенд вместо запрета получит налоговые льготы. 12 апреля Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №3251 «О стимулировании развития рынка подержанных транспортных средств», который предлагает существенно снизить акцизы на б/у автомобили. Так, для автомобилей с двигателем 1-1,5 л ставку акцизного сбора хотят установить на уровне 0,063 евро за 1 смЗ, против нынешней 1,761 евро (меньше в 28 раз!). Отметим, согласно законопроекту, речь идет о временном введении — сроком на два года (до 31 декабря 2017 года).
Также снизятся в цене и вещи из секонд-хенда — на них тоже отменили пошлину (была почти 1 евро за кг). Ранее экономисты обещали, что отмена с 1 января 2016 г. ввозных пошлин примерно на 70% наименований европейских товаров и постепенное снижение пошлин на остальные 30 % должно привести к их удешевлению на нашем рынке. Нет пошлин и на большинство продуктов made in ЕС, бытовую технику, запчасти и комплектующие, которые не производятся в Украине.
Понятное дело, не от хорошей жизни население переходит на секонд-хенд. Основной причиной покупки товаров такого рода являются материальные затруднения, присущие подавляющему большинству населения Украины: падения уровня доходов, обесценивание гривны, которое провоцирует рост цен, резкие и стабильные скачки тарифов на электроэнергию, газ, водоснабжение, услуги ЖКХ, повышение стоимости образования и услуг «бесплатного» здравоохранения (не говоря уже о поборах в учреждениях такого рода). Населению весьма не просто выживать в таких условиях. Поэтому все больше и больше людей переключаются на покупки товаров из секонд-хенда, начиная от одежды, обуви, бытовой техники, заканчивая автомобилями.
Расширение розничной сети б/у товаров идет стремительно
Только в 2008 г. в Украину было ввезено более 91 млн тонн «утратившей свежесть» одежды на сумму 58,4 млн $, то есть по 2 кг на душу населения. За 2009 год численность магазинов секонд-хенда удвоилась. Если учесть, что за последний год цены на потребительском рынке выросли на 40 %, то спрос на секонд вырос в разы. Уже по данным на весну 2016 г. заметно оживление, переходящее в уверенный рост.
Официальные данные утверждают: сейчас более 25% населения Украины покупают товары в секонд-хенде, а каждый 20-й «просто прописан» в магазинах этого сегмента. По неофициальной же статистике, 60-80% украинцев покупают одежду именно здесь. Как следствие ажиотажного спроса, потоки вторичных товаров все больше заполоняют нашу страну, постепенно превращая ее в свалку «ширпотреба».
Вроде бы, доля вторичных товаров на рынке не велика, но это, если считать ее в денежном эквиваленте. А если посчитать в килограммах или в штуках, то цифры ужасают. Если учесть, что за последние годы данный бизнес все больше и глубже погружается в тень, то реальную картину положения дел показать весьма затруднительно. С уверенностью можно сказать только одно: ближайшее время подержанные товары станут самым востребованным форматом магазинов в стране и все больше места нам понадобится на свалках, чтобы все это «закопать».
И пусть сегодня развалы с грязным тряпьем, в которых заботливо рылись клиенты бомжеватого вида, плавно трансформировались в солидные магазины и супермаркеты, автобарахолки — в солидные салоны, а у многих продавцов появились сертификаты качества на товар и свидетельства о прохождении дезинфекции, суть от этого не изменилась.
Меняется в корне одно — медленно, но уверенно идет убийство целых отраслей отечественной легкой промышленности.
Сплошная мусорка?
В конечном итоге — мы просто плодим и приумножаем мусор, бесконечные отходы, подлежащие уничтожению. Лишь 45% вторичных товаров подлежат использованию. Остальное надо латать, менять, доводить до ума. Попадая на полигоны, большая часть мусора переработке не подлежит, а, значит, рано или поздно мы этими бытовыми отходами засыплемся, задохнемся от их сжигания.
В западных странах за 100-летнюю историю развития вторичного рынка потребительских товаров накопился огромный опыт в области переработки отходов и утилизации мусора. В этой сфере занято более 10 млн европейцев. Существует высокомеханизированная сеть крупнейших предприятий, которые поставили бизнес на профессиональную основу. Есть специальные пункты приема отходов, сортировки и дезинфекции. Это целая индустрия. И, тем не менее, они больше других заинтересованы отправлять свой хлам в другие, страны, подальше от родного порога. Этим, дескать, и природу заботливые европейцы берегут, и трудовые ресурсы направляют в сферу производства национального продукта. Лучше пусть этим делом занимается бедный сосед.
А что у нас? Крупнейшие заказчики ветоши в столице — «Киевский метрополитен» и «Укрзализны-ця», покупающие секонд на обтирочные материалы, не способны переработать всю массу вторсырья, которую • завозят в страну. На «Одесском заводе отделочных материалов» ветошь .перерабатывают на войлочную основу под линолеум и с успехом используют вторсырье при производстве пластмассовых изделий в качестве наполнителя. Но такое явление нельзя назвать массовым. Если из мусора можно добывать газ, то почему Украина до сих пор его импортирует? Остается только прикладное использование хлама на изготовление кукол, сумок мебели и т.п. Насколько безопасны эти мусорные шедевры? Можно ли такие куклы давать детям? Да и поможет ли нам такая самодеятельность решить вопросы, связанные с уничтожением отходов?
Пышный импортный автохлам
Подсчитано, что в дополнение к горам старой одежды, обуви, бытовой техники, уже в 2016 г. в страну пригонят 4,5 тыс. машин. Как трогательно! Казна заработает только на акцизном сборе со старых автомобилей порядка 300 млн. грн. Зато рынок новых авто, как и всю легкую и приборостроительную промышленность, ждет полный крах, как это в свое время было в Польше. Говорят, что у них с 600 тыс. шт. продажи упали до 200 тыс. И до сих пор не поднимаются выше 300 тыс. авто в год. А рынок новых авто — это первичный рынок, который дает рабочие места и платит налоги, а также двигает другие отрасли. Снижение акцизов обвалит цены на внутреннем рынке, а пострадает от этого 5 млн. автовладельцев. Их автомобили автоматически обесценятся, считает директор по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергей Боровик.
Автоимпорт — это вторая по величине отрасль после нефтегазовой и отчисления налогов с нее весьма существенны и ощутимы в масштабах страны. В условиях очень нестабильной экономики и непродуманных действий, Украина может лишиться до 10 млрд. налоговых поступлений. Что это означает для страны, должны хорошо понимать экономисты Кабмина.
Украинский авторынок покинут иностранные производители-инвесторы. Из-за кризиса заводские дистрибьюторы мировых производителей и так терпят в Украине убытки. Если свернется еще и официальный рынок из-за наплыва б/у автомобилей, они просто уйдут из Украины. Такие прецеденты уже есть. Рынок только за 2015 год покинуло пять автомобильных брендов. Но уход заводских дистрибьюторов будет означать, что в Украину не будут везти адаптированные автомобили, инвестировать в непопулярные «нишевые» модели, перестанут вкладывать в обучение персонала ... О новых технологиях Украине тогда придется только мечтать.
По мнению экономистов, украинский авторынок откатится назад до уровня 1961 года, а на восстановление прежних объемов понадобится несколько десятилетий.
Во время кризиса 2008-2009 гг. такие страны как США, Германия, Франция, Италия, Чехия и Россия вводили специальные программы стимулирования продаж именно новых автомобилей. Они предлагали владельцам старых авто, которые сдадут их в утиль, значительные скидки при покупке новых (2500-10000 евро). И ни одна страна мира не предлагала поменять новый автомобиль на б/у, и никто не додумался стимулировать подержанный авторынок. Украина, почему-то, опять ищет какой-то собственный путь. Все больше создает на нем трудности, видимо для того, чтобы с «успехом» их потом преодолевать.
Что касается авторециклинга, то законы о нем приняты более чем в 60 странах мира. В этой отрасли занято порядка 1 млн. человек. Обращение с отходами четко регламентируется и контролируется государственными органами, а также регулируется экономически. Утилизация авто имеет требования и положения. Они должны выполнять установленные ограничения по использованию вредных веществ, а также предоставлять специальные каталоги по рециклишу, руководства по сливу технических жидкостей и демонтажу компонентов отслужившей машины. Кроме того, с 15 декабря 2008 года в ЕС действует требование, согласно которому при одобрении нового типа автомобиля его производитель должен доказать, что утилизация авто обеспечивает снижение не менее 95% массы машины, а коэффициент вторичной переработки — минимум 85%. Неужели Украина сможет сегодня справиться с такими задачами: и свое до ума довести и чужое утилизировать?
Либерализация б/у импорта может привести к обвалу гривны, как это уже было в Беларуси. Ведь невозможно бесконечно сидеть на покупных товарах, не производя при этом ничего своего! За что тот самый секонд через пару лет украинцы будут покупать?
Скорее всего, нас ждут нелегкие времена, когда детям вместо прогулки по травке придется бегать по терриконам мусора, дышать формальдегидами и прочей гадостью, пить нечисть вместо воды и бороться с различными инфекциями и болезнями, завезенными вместе с импортным секонд-хендом оружием медленного убийства бедняков.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |