![]() |
|
![]() |
![]() |
ПРОЕКТ ВЕКА
…Из городского бюджета выделено восемь миллионов гривень на реставрацию этого знаменитейшего памятника архитектуры. И хоть проектно-сметная документация по восстановлению лестницы была разработана еще десять лет назад, из-за отсутствия финансирования работа была «заморожена». Но в минувшем году в соответствии с Городской программой включения центральной исторической части застройки Одессы в основной список Всемирного наследия ЮНЕСКО на ремонтные работы из местной казны уже была выделена сумма в 350 тыс. грн. На эти средства были проведены научно-технические обследования сооружения, геологические изыскания и откорректирована проектно-сметная документация.
Проект ремонтно-реставрационных работ прошел государственную экспертизу: получено положительное заключение государственного предприятия «Укргосстройэкспертиза». Также получено разрешение на выполнение работ от Государственной архитектурно-строительной инспекции и Министерства культуры Украины.
В соответствии с действующим законодательством, управлением капитального строительства проведена тендерная процедура и заключен договор на выполнение ремонтно-реставрационных работ с лицензированной организацией «Экострой».
Итак, в соответствии с проектом, планируется следующее: устройство гидроизоляции конструкции покрытия Потемкинской лестницы, восстановление сквозной проходимости туннелей, усиление и восстановление монолитности поврежденных трещинами арок и сводов, усиление верх-них стенок Приморского бульвара.
Сроки выполнения работ по договору: май 2016 — май 2017 годов.
Как пояснил вице-мэр Вячеслав Шандрык, общая сметная стоимость объекта составляет 15 075,184 тыс. грн. «А в 2016 году предполагается освоить восемь миллионов, которые в полном объеме выделены из бюджета города Одессы».
В мэрии предупреждают: в связи с выполнением ремонтно-восстановительных работ Потемкинской лестницы временно, с 20 мая по 28 августа 2016 года, будет прекращена эксплуатация фуникулера. Однако ради такого дела можно и потерпеть.
ЖЮЛЬ ВЕРН, И ЭЙЗЕНШТЕЙН, И ПУШКИН СТУПАЛИ ЗДЕСЬ…
Потемкинская лестница — памятник архитектуры первой половины XIX века и одна из главных достопримечательностей города. Спроектирована архитекторами Боффо, Мельниковым и Потье в 1835 году, строилась в 1837-1841 годах инженерами Уптоном и Морозовым. В разное время называлась лестницей Николаев-ского бульвара, Гигантской, Ришельевской, Воронцовской, с 1919 по 1941 годы — лестницей бульвара Фельдмана и Приморской, именовалась Бульварной, Портовой и Большой.
Задуманная как парадный вход в город с моря, лестница стала доминантой архитектурного облика Одессы и ее символом.
Александр Грин называл лестницу знаменитой, Жюль Верн (да-да, даже он!) монументальной, Александр Островский — единственной в своем роде, а неподражаемый Марк Твен — великолепной. Многократно описанная путешественниками, писателями и поэтами, лестница спускается ритмическими уступами от Приморского бульвара к Примор-ской улице. По праву считается одной из самых знаменитых лестниц мира.
Первоначально лестница состояла из 200 ступеней, разделенных площадками на десять равных маршей. Ныне состоит из десяти маршей и 192 ступеней, так как при расширении территории порта и устройстве насыпной набережной восемь нижних ступеней были утеряны. Высота лестницы — 27 метров, длина -142.
При взгляде сверху создается впечатление одинаковой ширины на всем ее протяжении. При этом парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки. А при взгляде снизу лестница представляется длиннее и больше, чем она есть в действительности, причем виден только сплошной каскад ступеней.
Со дня основания Одессе был нужен удобный доступ к морю. В то время город подходил к морю почти вплотную и заканчивался обрывистым спуском за Николаевской улицей (будущим Николаевским, а затем Приморским бульваром) высотой в 30-35 метров, позднее огороженным деревянными перилами. Спускались тогда к морю так, как это описал Пушкин в «Евгении Онегине», повествуя о путешествии своего героя в Одессу:
Бывало пушка зоревая
Лишь только грянет
с корабля,
С крутого берега сбегая,
Уж к морю отправляюсь я.
Одесский старожил и краевед Михаил Дерибас позднее утверждал, что лестница была построена «на том месте, где была тропинка, по которой сбегал Пушкин». А первые деревянные лестницы, ведущие к морю, действительно появились в городе после отъезда Александра Сергеевича из Одессы.
Сейчас не верится, но в первоначальном плане города, составленном в конце XVIII века инженером Ф. де Воланом, лестница не предусматривалась. Ее появление напрямую связано с дальнейшей ансамблевой застройкой Одессы и оформлением архитектурного комплекса Приморского бульвара, в котором парадная бульварная лестница была призвана играть как утилитарную, так и символиче-скую роль связующего звена между городом и морем. Инициатором строительства лестницы выступил граф Михаил Семенович Воронцов, который, согласно легенде, предназначал лестницу в качестве подарка своей супруге Елизавете, обошедшегося Воронцову в 800 тысяч рублей. Хотя изучение не совсем проясненных обстоятельств, связанных с принятием решения о строительстве лестницы, породило множество теорий, включающих подготовку к визиту Николая I в Одессу.
Сохранились лишь отрывочные сведения о строительстве лестницы. В архивах Одессы находится несколько проектов лестницы, принадлежащих архитекторам Г.И. Торичелли и Ф.К. Боффо. По одной версии, лестница была заложена 1 мая 1834 года. По другой — ее окончательный проект был подготовлен Боффо лишь в конце 1836 года. Достоверно извест-но, что подряд на строительство в начале 1837 года получил чиновник 14-го класса Григорий Завацкий, начавший работы немедленно. На лестницу из средств городской управы было отпущено 200 тысяч рублей и дан срок в семь месяцев на завершение всех работ.
Финансирование строительства лестницы производилось из городской казны, весьма успешно наполняемой как в результате хозяйственной деятельности, так и таможенными отчислениями и поступлениями от ластового, якорного и прочих сборов, все благодаря пожалованному Одессе в 1817 году статусу порто-франко. А городской бюджет Одессы в середине XIX века, надо сказать, превосходил бюджеты отдельных государств Европы того времени, а в 1825-1827 годах Одесса из своих доходов одолжила 800 тыс. руб. на обустройство петербургских таможенных зданий.
Строительство лестницы стало международной новостью. Так, в мае 1838 года издававшийся в Нью-Йорке «Журнал моряка» писал: «Город Одесса на Черном море расположен значительно выше уровня воды. Русское правительство решило построить великолепную лестницу, соединяющую город с гаванью. Она будет состоять из 200 ступеней и как бы иметь пирамидальную форму, расширяясь книзу… Эта колоссальная лест-ница будет покоиться на 36 столбах».
Лаконично, но точно описал в 1860 году построенную лест-ницу уже упомянутый драматург Островский: «С бульвара к морю ведет единственная в своем роде лестница, она разделена на десять уступов по двадцать ступенек каждый. Кажется, 200 ступеней, а входишь легко».
Этот эффект легкости, подмеченный писателем, достигался за счет оптимального угла наклона лестницы и большого количества площадок, позволявших пешеходу передохнуть на своем пути.
В 1933 году были проведены ремонтно-реставрационные работы, так как со временем покрытие лестницы из песчаника износилось. В результате, ступени лестницы были облицованы серо-розовым гранитом.
В 1963 году Потемкинская лестница была специальным постановлением правительства признана памятником градостроительства и архитектуры всесоюзного значения и взята под охрану государства.
В 2001 году произошло комп-лексное исследование состояния лестничных конструкций, подпорных стен Приморского бульвара и окружающих лестницу склонов для объективной оценки состояния, чтобы в дальнейшем разработать меры по её реставрации и сохранению.
Всемирно известной лестница стала благодаря фильму «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, в ключевой сцене которого детская коляска катится вниз по ее ступеням. Еще раз всему миру о знаменитой одесской лестнице напомнил Никита Михалков, снимавший на ней свое кино «Солнечный удар».
ПРОВОКАЦИИ НЕ УДАЛИСЬ
…И еще раз напомним, что из-за отсутствия средств работы по реконструкции ожидали своего часа долгие десять лет. И нет, наверное, такого одессита, который бы не знал, что одна из главных тем, не сходящих с повестки дня в мэрии, это именно осуществление данного проекта. Так как он будет проходить одновременно с работами по слиянию двух граничащих с ней парков — Лунного и Стамбульского (совместного детища Украины и Турции), городской голова Геннадий Труханов постоянно, чуть ли не каждодневно вел переговоры с турецкой стороной и профильными специалистами. Ведь к делу надо было подойти тщательно: и чтобы одесситы не испытывали неудобств, и чтобы перед гостями не было стыдно (все-таки речь идет о морских воротах города), дабы не утратить историческую идентичность этого знакового места, организовать к нему проезды строительной техники. А так как речь идет отнюдь не о «косметике с бутафорией», как при прежних властях, надо было учесть и укрепление склонов, и массу других сложнейших технических нюансов. И вот на всей этой волне «профессиональные активисты» и провокаторы исходили ядом: «Потемкинская лестница разрушается! На самую знаменитую одесскую достопримечательность начхать! Сколько будет длиться беспредел?!» и в таком роде, удобно (как для себя и своих заказчиков — политиков-лузеров) игнорируя факт отсутствия финансирования. Однако еще прошлым летом Геннадий Труханов озвучил планы по реконструкции лестницы. И обещания его не разошлись с делом — восстановительные работы начались, а провокации не удались.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |