![]() |
|
![]() |
![]() |
«Тихо и незаметно утекает жизнь... А вместе с ней уходят такие, казалось бы, естественные и привычные вещи, как здоровье, силы, оптимизм. И красота жизни сужается до тончайшего слоя безрадостных будней больничных палат, пустых стен и ощущения, что все лучшее прошло и круг замыкается... Вечная проблема. С ней сталкивается или столкнется, когда придет срок, каждый живущий на Земле. Что же делать? Можно ли замедлить или приостановить необратимое?
Для меня бессмертие — в звуках музыки, жизни и любви. Только они, когда исчерпаются возможности лекарств и организма, способны влить в уставшее тело неведомые силы... Я несколько лет молчал и вдруг желаю говорить. Страстно, снимая с себя всяческие маски, освобождая в себе давно забытые несбывшиеся мечты и надежды, по крупицам восстанавливая утерянное важное — в вихре иллюзий, поисков, тупиков. Как в детстве, возвращаясь к звукам, которые имеют великую целебную силу и для меня, и для тех, кому я их подарю.
Сказанные слова зачастую — ложь. Ведь их можно трактовать по-разному. А звуки есть истина Божья. Моя встреча с вами сегодня в этом прекрасном театре — об этом. Пусть каждый услышит свои главные звуки вместе со мной... Я обращаюсь к вам: «Будьте счастливы при малейшей возможности».
Эти слова Юрия Кузнецова звучали на его последнем концерте «Ступени. Часть 1», который состоялся 24 февраля этого года в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.
Это был концерт-откровение, концерт-реквием. Сразу же после его завершения музыкант предложил провести на этой сцене фестиваль одесской пианистической школы. Благодаря поддержке близких, друзей и, безусловно, в первую очередь, его жены Натальи
Эртновой, идея воплотилась в жизнь. На сцене Одесской оперы состоялся первый ODESSA PIANOFEST, посвященный памяти Юрия Кузнецова.
- За несколько дней до своего ухода он сказал: «Ты должна провести этот фестиваль в любом случае. Я умоляю тебя — не отменяй», — вспоминает директор и продюсер ODESSA PIANOFEST Наталья Эртнова. — Мы приняли решение его не отменять. И я думаю, что публика, собравшаяся в зале, почувствовала, что Юра — с нами.
- Юрий Кузнецов неоднократно говорил: «Я хочу, чтобы на самой главной сцене нашего города играли одесситы для одесситов и показали рояль — этот королевский инструмент — во всем его многообразии», — делится воспоминаниями друг музыканта, леди-джаз Елена Шевченко. — Сегодня можно говорить, что его жизнь продолжается на этой сцене. Жизнь импровизатора, человека безграничного вдохновения, страсти, ответственности за каждую сыгранную ноту, за каждый пассаж.
В концертной программе первого ODESSA PIANOFEST звучали музыка классическая, авторская и джазовая, импровизации и аранжировки. В ней участвовали музыканты разных возрастов, добившиеся успеха и только начинающие свой путь к вершинам мастерства. Борис Блох, сыгравший Баха и Листа, Сергей Терентьев — с пронзительной чистотой «Вокализа» Рахманинова в аранжировке Эрла Уайльда и страстной патетикой «Посвящения» Шумана-Листа. А затем — снова Рахманинов в великолепном исполнении Андрея Показа. И удивительный Чайковский — исполненное Показом анданте маэстозо из балета «Щелкунчик» в аранжировке Михаила Плетнева поразило моцартовской нежностью, драматизмом, глубиной.
Хотелось, чтобы музыка не кончалась никогда... Пронзительной же кульминацией этого пиршества звуков, торжества гармоний стала аранжировка прелюдии ми минор Шопена, которую 24 февраля на этой сцене играл Юрий Кузнецов. И благодаря видеосъемке публика услышала ее вновь, увидела чуткие руки пианиста, лицо музыканта, казалось, ведущего диалог с вечностью.
Планируя фестиваль, Юрий Кузнецов хотел, чтобы он представлял не только признанных мастеров одесского пианизма, но и его будущее, разыскивая таланты в одесских музыкальных школах. И слушатели ODESSA PIANOFEST смогли оценить профессионализм, уверенность, артистизм совсем еще юных Полины Антоненко, Ильи Кауфмана, Марии Миндак. Восхититься мастерством — без скидки на возраст — Валерии Солодарь, в свои юные годы завоевавшей гран-при на пианистическом конкурсе в Италии, и дважды — во Франции. И вновь испытать гордость за наших одесских — самых талантливых — детей и убедиться, что будущее одесской пианистической школы, в прямом смысле, в крепких и надежных руках.
- Мы назовем именем Юрия Кузнецова улицу, в сентябре придем на OdessaJazzFest, который тоже будет назван его именем, надеюсь, через год в этом зале состоится второй ODESSA PIANOFEST — продолжим его дело. Но самое главное его дело будет продолжаться в его учениках, — убеждена Наталья Эртнова.
Многие из них приняли участие в фестивальном концерте. Звучали авторские композиции Вадима Бессараба, аранжировки джазовых стандартов Алексея Петухова и Fragile Стинга Андрея Показа, фантазия «Посвящение памяти учителя» Юлии Запорожец. А затем — щемяще-прекрасный «Вальс Пьеро» Юрия Кузнецова. Доказывая вновь, что смерть не властна над музыкой, он снова играл на сцене Оперного. На мгновение меркнет свет, исчезает проекция музыканта на заднике сцены, а за роялем, на котором он играл свой последний концерт, его вальс подхватывает вдохновенно Вадим Бессараб, блистательно импровизирует — Андрей Показ.
Бесконечна импровизация, бесконечна музыка, бесконечна жизнь в ее аккордах и звуках...
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |