![]() |
|
![]() |
![]() |
«Я услышала Бога. Он сказал:«Я — здесь, ощути меня, пропусти меня через себя. Наслаждайся этой жизнью, дарами, которые дает тебе она. И будьте все счастливы». Именно такими, «высокими», словами делилась своими впечатлениями после концерта совсем еще молодая девушка.
В Театре Нового Поколения, обосновавшемся на сцене Дома клоунов, — всеукраинская премьера «Мессы в блюзе» для смешанного хора, джазового ансамбля и солиста, написанной современным британским композитором Уиллом Тоддом.
В 2014 году молодые и талантливые одесские музыканты и композиторы, хореографы и режиссеры, камерные певцы, драматические актеры, артисты хора и балета объединились, чтобы создать экспериментальное творческое пространство — Театр Нового Поколения. Одной из важнейших его задач стала благотворительность. Проект «Опера во благо», созданный под патронатом театра, все собранные средства направляет на помощь тяжелобольным детям, одиноким старикам, инвалидам и обездоленным. Основной же целью молодых энтузиастов стала пропаганда — наверное, в первую очередь среди сверстников, — лучших произведений классической и современной культуры. И «Месса в блюзе» молодого британского джазового пианиста и композитора Уилла Тодда оказалась потрясающим открытием, ярчайшим музыкальным событием для всех одесских меломанов. Для одесситов, практически не знакомых с английской хоровой музыкой, она стала ярким примером музыки современной — ее нескованности условностями любого жанра и стиля, абсолютной независимости выбора композитора. Уилл Тодд дерзнул объединить в единое целое строгий канонический жанр церковной мессы и музыкальный язык джаза — ярчайшего символа свободы. И это у него блистательно получилось!
Написанная в 2003 году, на сегодняшний день месса успела прозвучать на 150 лучших концертных площадках мира. Правда, в католических храмах во время богослужений она не исполняется — разве что в качестве концертного варианта в церквях, допускающих светское исполнение. Публика же Театра Нового Поколения смогла услышать ее благодаря дирижеру-хормейстеру Юрию Кучуривскому, пригласившему в свой проект джазовое трио замечательного пианиста Алексея Петухова (контрабас — Максим Кондратьев, ударные — Сергей Ягджиев) «усиленное» саксофоном Николая Нерука, солистку ОНАТОБ Алину Ворох, великолепно исполняющую как академические партии, так и джазовые композиции, прекрасный хор, в котором участвуют хористы Одесской оперы и выпускники ОНМА им. Антонины Неждановой.
Для большинства одесской публики Месса оказалась ошеломительным сюрпризом — оказывается, богослужебный музыкальный канон может быть не только прекрасным, но и драйвовым! Хотя ценители и знатоки джаза наверняка помнят «Духовный концерт» Дюка Элингтона в исполнении Одесского биг-бенда Николая Голощапова — масштабный проект с участием камерного оркестра, хора, солистов и чтеца. «Месса в блюзе» Уилла Тодда, пожалуй, более стилистически разнообразна — великолепная джазовая партитура, где смешались классические каноны, африканские ритмы, британские танцевальные мелодии. Светлая, летящая музыка — нежнейшая и драйвовая, звенящая мощным потоком. Чуткий импровизационный тандем певицы и фортепиано. Великолепные джазовые вокализы — переливы бархата и металла, «прорастающие» из полифонии хора. И блистательный финал — эмоциональный восклицательный знак Мессы, торжествующей полнотой и радостью бытия. Так понимает Бога Театр Нового Поколения.
- Месса понятна и неподготовленному слушателю. В ней есть необыкновенно красивые лирические номера, есть и современные ритмы, которые, безусловно, нравятся молодежи. Я уверен, что Месса, как и вся современная музыка, рассчитана на широкий круг слушателей, — считает Алексей Петухов. — Ведь блюз — любимая музыка многих людей.
По словам Юрия Кучуривского, в Мессе много импровизационных моментов. Джазмен Уилл Тодд предположил возможность импровизации основной темы солисткой и музыкантами. У хора, понятно, такой возможности не было. Но ребята — как на заправском джем-сейшне — приплясывали лихо, кажется, готовые свинговать вместе с джазменами и певицей.
- Большое удовольствие работать с таким коллективом — высокопрофессиональным, понимающим стилистику, динамику импровизации, — поделился Алексей Петухов. — Думаю, с позволения автора совершенно смело в Мессу можно добавить импровизационные куски. Я люблю это делать, и вижу, где это возможно. Может быть, в следующий раз импровизацию мы немного расширим.
- Произведение очень сложное, — призналась Алина Ворох. — В любом случае, это церковная музыка — классический подход должен был быть обязательно. Помимо этого, — джазовая обработка. Джазовый вариант Мессы — это совсем другой звук. Совершенно разные манеры пения нужно было умело совместить. И очень сложно было объединить классическое исполнение с джазовым драйвом.
Результат — превосходный! Певица просто купалась в джазе. И сегодня в планах Алины Ворох — обязательное продолжение творческого сотрудничества с Алексеем Петуховым.
Театр же Нового Поколения, подключив к проекту Одесский молодежный биг-бенд, планирует представить Мессу на более масштабной сцене. В идеале же, думается, — в формате open air. Этот великолепный проект, убеждена, должны увидеть как можно больше людей.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |