![]() |
|
![]() |
![]() |
В последний день весны, 31 мая, в пресс-центре «Паритет» состоялся круглый стол на тему «Борьба с незаконными перевозками пассажиров в Одесской области». Проходил он в рамках реализации проекта «Стоп коррупция на транспорте».
Модератор мероприятия, общественный деятель и журналист Леонид Штекель представил участников – перевозчиков, представителей общественных организаций, полиции, контролирующих органов, местной власти.
Сотрудник ОНУ им. Мечникова, психолог, кандидат наук Лариса Акимова рассказала, что с начала года проводился социальный опрос по анкете, разработанной А. Витковским, И. Тищенко, Г. Хаскиным и Л. Штекелем и согласованной главными «транспортниками» области (Г. Зубко) и города (А. Илько). Задача опроса – исследование ситуации в сфере перевозки пассажиров в Одесском регионе.
Анализ полученных данных вскрыл конфликт интересов в схеме «легальный перевозчик – пассажир». Перевозчик заинтересован единолично обслуживать тот или иной маршрут, а пассажир предпочитает иметь право выбора стоимости проезда, комфортабельности транспортного средства и компании, обслуживающей маршрут. То есть, с точки зрения пассажира, способствовать улучшению ситуации может только конкуренция. Разумеется, если она будет честной.
Однако конкуренция между легальными перевозчиками, выигравшими конкурс на маршрут, и нелегальными – хоть и имеющими лицензию, но оставшимися за бортом по результатам тендера, – порой превращается в настоящую войну. Достаточно вспомнить недавний расстрел маршрутки «Одесса – Киев» на выезде из города. Но и без этого вопиющего происшествия история борьбы за передел рынка пассажироперевозок пестрит случаями сожжения автобусов, избиения водителей, порчи транспортных средств.
Цивилизованной конкуренцией пока не пахнет. То ли кому-то выгодно, чтобы на этом рынке царила вакханалия произвола, то ли руководство транспортной отрасли региона в силу своей некомпетентности и безразличия спрятало голову в песок, надеясь, что проблема сама собой рассосется.
Предприниматель из Саврани, член правления профсоюза транспортников Одесской области Алим Билалов не скрывал своего негодования:
– Необходимо достичь консенсуса между тремя заинтересованными сторонами: пассажиром, перевозчиком и организатором перевозок – органом госвласти. Нелегалы представляют собой угрозу для жизни и здоровья пассажиров и при этом не несут никакой ответственности. Они часто превышают скорость, в то время как легальный перевозчик использует скоростной режим до 90 км/час. Казна недополучает от них значительные средства в виде неуплаченных налогов. Смешно сказать, но максимальный штраф, который контролирующий орган, задержавший нелегала, может выписать нарушителю, составляет 1700 гривень. Уплатил его – и пиратствуй на дорогах дальше! На все мои обращения в транспортную инспекцию, налоговую службу, транспортную полицию я получаю отписки, а дело к лучшему не меняется.
Мой коллектив, состоящий из сорока человек, ежегодно перечисляет в бюджет порядка полутора миллионов гривень в виде налогов. И в контексте вышеизложенного нет-нет да и закрадывается мысль: а зачем я плачу государству, раз нелегально работать выгоднее?..
Многие перевозчики считают необходимым усилить борьбу с нелегалами. Владимир Гиржу из Болграда предложил внести изменения в закон об автомобильном транспорте, ужесточив наказание за нелегальный извоз – от штрафа до конфискации транспортного средства.
На первый взгляд, такой подход оправдан. Но… только на первый взгляд.
– Сегодня около тридцати процентов рынка пассажирских перевозок – нелегальные, – рассказал Леонид Штекель. – И надо что-то менять в системе, чтобы какая-то часть «леваков» легализировалась. Речь, разумеется, не идет о злостных нарушителях.
Вдумайтесь: треть рынка пассажироперевозок в области обеспечивают нелегалы! По мнению экспертов общественной организации «Офис регионального развития» (ОО «ОРР»), в том, что жители Одесщины и наши гости лишены возможности пользоваться безопасными и качественными автотранспортными услугами, виновна «преступная монополия перевозок в сочетании с бездарностью, безответственностью и непрофессионализмом чиновников-популистов, которые отвечают за заказ от имени государства услуг по перевозке…».
Закавыченная фраза взята из информации, недавно распространенной «Офисом» в СМИ, в сети интернет. Авторы детально, с указанием фамилий, названий фирм и компаний, связей и должностей, излагают свою версию формирования «преступной монополии рынка перевозок на Одесщине», объясняют появление значительного числа перевозчиков-нелегалов. Они утверждают, что «монополизация рынка пассажирских перевозок в Одесской области началась после прихода к власти печально известной Партии регионов». Якобы тогда регионал, депутат Одесского горсовета пятого созыва Б. Пеколок получил карт-бланш на перераспределение ролей в рассматриваемой сфере услуг. В публикации утверждается, что «только благодаря расстановке на ключевые должности своих людей группа Бориса Пеколока укрепляла монопольное положение на рынке перевозок в Одесской области… Смысл перераспределения был довольно прост: своим – все, чужим – ничего. Больше всего пострадали миноритарные игроки рынка перевозок, которых они просто выжали».
Разобраться, насколько это утверждение соответствует действительности, – в компетенции соответствующих органов. Однако рост числа перевозчиков-нелегалов, пусть и косвенно, но подтверждает выводы экспертов ОО «ОРР». Учитывая масштабы рынка, размеры денежного оборота, а также упорное нежелание официальных лиц, отвечающих за сферу перевозок, менять условия и правила игры, начинаешь думать о… коррупции.
А что пассажиры и их интересы? Об этом тоже говорилось на круглом столе. Любопытный факт: почти все участники сошлись на том, что люди отдают предпочтение нелегалам, ибо у них проезд дешевле (в стоимость не входит стационарный сбор), они едут быстрее (нет необходимости делать остановки на промежуточных автостанциях), у них нет установленного графика движения – все зависит от пассажиропотока и т.д.
– Надо смотреть на проблему исходя и из интересов пассажиров. Ведь далеко не все нелегалы нарушают правила дорожного движения и перевозки людей, как и не все легальные перевозчики их соблюдают, – сказал представитель транспортного отдела облгосадминистрации Александр Гайдук.
И это правда. Нелегал и по отношению к пассажиру ведет себя вежливее и внимательнее, нежели некоторые хамы-«легалы». Каждый, кто пользуется маршрутками, хорошо знает об этом. Разумеется, и цена проезда имеет значение.
В этом смысле, на мой взгляд, весьма привлекательно выглядит предложение того же Алима Билалова:
– Надо перестать смотреть на автоперевозки исключительно как на бизнес. Необходимо разрабатывать и внедрять «социальные» маршруты с такой ценой билета, чтобы любой пассажир мог его купить…
Хочется, чтобы девиз «Не пассажир – для перевозчика, а перевозчик – для пассажира» стал неотъемлемой реальностью нашей жизни. Рынок пассажирских перевозок никем не изучается и не анализируется, во всяком случае, открытым образом. Даже такой его сегмент, как перевозка льготных категорий, и то – тайна за семью печатями... Ныне он выглядит дикой целиной, распахиваемой безо всякого научного подхода и учета интересов его участников.
А так мечтается поскорее уйти с дикой целины и очутиться в пределах цивилизации…
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |