ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
УКРАИНСКОЕ КИНО НА ОДЕССКОМ ФЕСТИВАЛЕ
17.06.2016 / Газета: Порто-франко / № 22(1316) / Тираж: 22000

К 25-летию независимости Украины Седьмой Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ) представит ретроспективную программу «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана», подготовленную совместно с Национальным центром А. Довженко. Кураторами этих показов стали сотрудники научно-программного отдела Национального центра А. Довженко — Станислав Мензелевский, Анна Онуфриенко и Александр Телюк.

Практически сразу после провозглашения независимости Украины это знаковое событие стало интерпретироваться в большинстве случаев как событие исключительно политического порядка. Однако за пределами официальных страниц истории всегда существовала обыденная жизнь, на которую новообретенная независимость тоже оказывала влияние.

В программу ретроспективы вошли редкие и зачастую забытые украинские фильмы ранних 1990-х, отражающие этот период не с официальной позиции, а показывающие жизнь рядовых украинцев. «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана» раскроет тему изменений в украинской культуре после 24 августа и 1 декабря 1991 года. Каждый фильм представит зрителям историю, в которой новообретенная независимость проявляется в разных формах, сюжетах и жанрах.

Кинолента «Распад» (1990) Михаила Беликова — первый художественный фильм про аварию на Чернобыльской АЭС, детали которой пытается узнать главный герой — журналист Александр Журавлев. Картина рассказывает не столько о выбросе радиоактивных веществ, сколько о разрушении человеческих отношений и коллапсе циничного госаппарата. В конце концов, несмотря на замалчивание властями масштабов и последствий трагедии, журналисту удается докопаться до правды и «освободить» ее.

Об иной свободе идет речь в кинокартине «Цветение одуванчика» (1992) режиссера Александра Игнатуши. Молодой человек после восьмилетнего тюремного заключения возвращается в родное село уже независимой Украины. Герою приходится приспосабливаться к новым порядкам в новой стране и противостоять остаткам старой системы. Например, милиции, которая продолжает жить и действовать так же, как и при тоталитарном и репрессивном государстве.

По-другому посмотреть на эту репрессивную машину предлагает Кира Муратова в своем первом постсоветском фильме «Чувствительный милиционер» (1992). Абсурдистская комедия рассказывает историю рядового милиционера, который находит в капусте ребенка и решает усыновить его. Эта авантюра помогает герою освободиться от навязанных гендерных стереотипов, превратиться из сурового представителя власти в чувствительного и мечтательного постсоветского обывателя с родительскими амбициями.

Название фильма Натальи Андрейченко «Шамара» (1994) вторит прозвищу главного персонажа Зины. Она — новый тип героини для украинского кино, такой, каким в свое время была «маленькая Вера» для советского. Она ведет себя брутально, но в душе носит романтические чувства к своему мужу-заключенному, который женился на ней, чтобы избежать сурового наказания за ее изнасилование. И хотя действие фильма разворачивается в 1970-х, стиль киноповествования, «декорации» — тюрьма, больница, — дают право называть этот фильм кинолентой, отражающей реалии 1990-х.

В ретроспективе также представлены комедии.

«Вперед за сокровищами гетмана!» (1993) Вадима Кастелли повествует о потомке гетмана Полуботка, который узнает о своем казацком происхождении и о сокровищах, спрятанных его предком в Лондоне. Теперь на нем лежит миссия государственной важности: забрать гетманское золото, за которым также охотятся КГБ, украинская мафия, партийцы и ЦРУ. Фильм является ироничной реакцией на «истерические» попытки реставрации казацкого наследия в начале 1990-х.

«Практически сразу после провозглашения независимости последняя стала толковаться как событие политического порядка, — говорит один из кураторов программы Станислав Мензелевский. — Культура в сложившейся ситуации воспринималась скорее как декоративная рамка в нескончаемой череде официальных мероприятий. Эта редукция практически выхолащивает весь пафос независимости и сводит многообразный спектр эмансипативных процессов к бюрократическим практикам, оставляя за кадром потенциал эпохи. С помощью кинематографа, а именно редких и зачастую забытых украинских фильмов ранних 1990-х, мы попробуем показать, что же происходило за границами официального и государственного пафоса на маргиналиях украинской независимости. Напомним, что Седьмой Одесский международный кинофестиваль пройдет с 15-го по 23 июля.

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту