ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Реальный выход – оптимизация
05.07.2016 / Газета: Одесские известия / № 52(4875) / Тираж: 18937

Из 37 лет, отданных Людмилой Владимировной Завальнюк педагогике, около десяти пришлись на руководство отделом образования райгосадминистрации. Сегодня Людмила Владимировна – советник председателя РГА по вопросам образования. Проблем здесь – великое множество. Они в разной степени сложны, но одинаково актуальны.

Общаться с Людмилой Влади­мировной интересно. Она свободно оперирует цифрами, фактами, досконально знает контингент учащихся каждой школы – а их в районе ни много ни мало 4320. И наперечет – все проблемы школьных и дошкольных учреждений. Многие из них положительно решаются при непосредственном участии председателя РГА Сергея Парпуланского и председателя райсовета Юрия Карабаджака, депутатов районного и областного советов. Да иначе и быть не может: образование – отрасль бюджетная. По твердому убеждению Людмилы Владимировны, оно должно войти в государственный приоритет развития. И сельская школа в этом нуждается больше всего.

– …Хотя бы с учетом того, что действующие ныне сети обще­образовательных школ сформированы еще во второй половине прошлого века. Сколько воды утекло за это время, сколько всякого произошло…

– Действительно: реформирование сельского хозяйства, финансово-экономические трудности и, как следствие, – отток трудоспособного населения из-за отсутствия работы.

– Добавлю – сокращение количества детей, уменьшение средней наполненности школ и классов, что приводит к высокой стоимости обучения сельского ребенка. Такой факт: в сельских малокомплектных школах – а их у нас почти половина – стоимость обучения одного учащегося в десятки раз превышает стоимость обучения в городской школе. Понятно, что рациональному использованию средств это не способствует. Нужно признать: сельская малокомплектная школа не способна в полной мере обеспечить детям доступ к качественному образованию. Здесь я имею в виду также эффективную воспитательную, кружковую работу, деятельность клубов по интересам.

– А учитель себя как чувствует в этих условиях, даже если он и семи пядей во лбу?

– Начнем с того, что в таких школах практически нет возможности обеспечить всех учителей полноценной нагрузкой, и в первую очередь это касается преподавателей физики, биологии, географии, химии, истории. Учитель вынужден вести несколько предметов, что, разумеется, неправильно, поскольку это не лучшим образом отражается на качестве преподавания. Да и надлежащих условий для системной методической работы в таких школах тоже нет. А значит, вопрос повышения квалификации педагога хронически остается открытым.

– Людмила Владимировна, но должен же быть какой-то выход из ситуации? Как, например, быть детям, живущим в небольшом селе Роща? Там, насколько помню, непреодолимая проблема с дорогой хотя бы до Веселого Кута.

– Самый реальный выход – оптимизация сети учебных учреждений, а уже отсюда – предоставление сельским детям качественных образовательных услуг. Главное сейчас – убедить в необходимости оптимизации. Это можно сделать, показав лучшие в районе школы с сильными творческими педагогическими коллективами. Показать условия, в которых учатся дети. То есть это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Что касается Рощанской малокомплектной школы, то ее ждет реорганизация. У нее самая высокая стоимость обучения одного ученика – 74 тысячи гривень. Сравните с самой дешевой – 5600 гривень. Разница солидная.

Хочу, однако, заметить, что при всем при том благодаря довольно плотной населенности района у нас даже в самых маленьких селах работают школьные и дошкольные учреждения. Ни одно из них без внимания районных властей, отдела образования не остается. За четыре последних месяца ушедшего года котлы для отопительных систем установлены не только в больших школах, но и в той же Василевской. В декабре каждой школе была предоставлена возможность приобрести необходимые материалы для ремонта, для улучшения условий учебно-воспитательного процесса. На это выделено и было затрачено 300 тысяч. В декабре – январе на средства районного бюджета установлено более 120 металлопластиковых окон и еще 300 будет установлено до конца учебного года. Районные власти изыскали средства на питание ребят из местного бюджета. За второй семестр на это израсходовано полтора миллиона. Отдел образования начал сотрудничать с системой «Прозо­ра». Через нее уже закуплено растительное масло, сахар. На подходе крупы – гречка, рис. На днях завезли 80 комплектов современных парт на 60 тысяч гривень. Они уже распределены по школам.

– Людмила Владимировна, в своем выступлении на одной из сессий Вы планируемую реорганизацию средней школы увязали с процессом децентрализации.

– Ну да. Потому что лишь в таком случае громады, органы местного самоуправления будут иметь больше средств и возможностей самим решать вопросы материально-технического обеспечения – в первую очередь детских садов и школ. А это позволит на местах создавать опорные школы, оснащенные всем необходимым для современного учебного процесса. Словом, работы впереди много. Ответственной, но и очень интересной.

Автор: Таїсія Баранова


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту