![]() |
|
![]() |
![]() |
В процессе глобализации возникло немало совершенно неожиданных проблем, связанных с социализацией мигрантов: как помочь им в построении правильного диалога с коренными жителями принявшей их страны, с такими же переселенцами из других государств, а также в трудоустройстве, получении образования, социальных пособий, медицинских страховок?
По мнению ряда европейских экспертов, с углублением экономического кризиса реализация принципа свободного перемещения людей и капиталов способствовала значительному ускорению внешних миграционных процессов. Начался массовый приток в Европу людей с Ближнего Востока, из Китая, Вьетнама, из африканских стран. В последние годы он попросту захлестывает европейские государства. Легальная и в значительной степени нелегальная миграция привели к удешевлению рабочей силы, росту затрат на обеспечение гарантированного уровня жизни и, как следствие, – серьезному снижению социальных стандартов. Европейским правительствам постоянно приходится искать решение конфликтов, возникающих в точках пересечения интересов «старых» и «новых» граждан их стран. Обиды и упреки местного населения по поводу того, что социальные приоритеты ориентированы в сторону мигрантов, и составляют основу такого явления как евроскептицизм.
Не осталась в стороне от происходящего и Украина. Правда, пока большинство приезжающих рассматривают нашу страну не как место, где они хотели бы осесть и строить свое будущее и будущее своих детей, а как коридор, по которому легко и просто можно добраться в благополучную Европу.
– На легальную миграцию сегодня приходится примерно десять процентов, а на нелегальную – девяносто, – говорит начальник Главного управления Государственной миграционной службы Украины в Одесской области Елена ПОГРЕБНЯК. – Если нелегалы есть, значит, они где-то перешли границу. Поэтому границу надо надежнее закрывать. В частности, много претензий предъявляется к работе пропускных пунктов в Кучургане и в Харьковской области, через которые успешно проходят те, кого обязаны были остановить.
Мы регулярно проводим рейды на промрынке «7-й километр», где трудится немало нелегалов. В этом году был поставлен рекорд по количеству выдворенных нелегальных мигрантов в рамках программы «Кордон 2016», но качественно ситуация не меняется.
– Почему это происходит?
– Наше законодательство слишком либерально по отношению к нелегалам.
– Елена Геннадиевна, что вы имеете в виду?
– Поясню. Представьте, что в какой-то развитой стране человек живет в течение ряда лет, успешно трудоустраивается без регистрации, без получения вида на жительство и рабочей визы.
– Сложно такое представить.
– В том-то и дело. Поскольку нелегальное пребывание редко связано с желанием быть законопослушным, законодательство большинства стран выстраивает достаточно жесткие заслоны. А у нас пока немало пробелов, которыми успешно пользуются нелегалы.
Например, нам приходится давать установленному нелегалу месячный срок, чтобы он добровольно покинул Украину. Понятно, что в течение месяца его и след простынет, так как покидать страну, где ему весьма вольготно и хорошо живется, он не собирается. Нам же приходится его повторно разыскивать и в судебном порядке доказывать, что добровольно нашу страну он не покинет. Суды часто отказывают нам в требовании поместить нелегала в пункт временного пребывания иностранцев (ПВПИ), расценивая это как ограничение его свободы. В определенной степени это действительно так. Но вот что любопытно: в девяти случаях из десяти люди, прежде сетовавшие на отсутствие документов и денег на билет, чтобы вернуться домой, попав в ПВПИ, быстро находят и документы, и деньги, – и отправляются на родину.
Думаю, нам уже давно пора перенимать европейскую практику жесткого выдворения нелегалов без предупреждений и ожидания их добровольного выезда. Греция тоже раньше поступала, как мы. Но начав захлебываться от потоков эмигрантов, столкнувшись с резким ухудшением криминогенной ситуации, кардинально пересмотрела миграционное законодательство и успешно разворачивает у своих границ тысячи нелегалов.
Вторая проблема – это несколько паспортов, которые могут быть у мигрантов. Например, многие граждане Молдовы имеют российские и украинские паспорта. Это весьма характерно для жителей приграничных областей. Аналогично и с гражданами других стран, законодательство которых не запрещает иметь несколько паспортов. Получается, если в одном из них стоит отметка о запрете на въезд в нашу страну, то в другом ее нет, и мигранты могут благополучно въехать в Украину. Этот момент в нашем законодательстве нуждается в доработке.
Все чаще иностранные граждане стараются получить регистрацию в районах области. В сфере агропромышленного комплекса есть определенный спрос на неквалифицированную рабочую силу. В связи с этим возникает вопрос: не станет ли регистрация в районе просто ширмой, чтобы обеспечить себе право беспрепятственного перемещения по Украине? Потому что в искреннее стремление эмигранта заниматься тяжелым физическим трудом на селе поверить трудно. А обеспечить возможность жесткого контроля за миграцией наши законодатели не желают, хотя кому как не им радеть о защите страны от тех, кто собственные интересы ставит выше ее законов.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |