О туристическом сервисе нашего города размышляет директор Центра туризма «Южная лига» Фазиль Аскеров.
Есть несколько факторов, почему туристы выбирают для отдыха именно Одессу.
Фактор 1. Одесса — город-миф.
Он создан великими писателями, композиторами, поэтами, режиссерами и простыми людьми. Более того, для жителей Украины — это самое доступное путешествие, которым можно хвастаться перед коллегами после сезона летних отпусков. И этот миф надо развивать и придавать ему новые смыслы.
Фактор 2. Одесса — это весело.
Каждый турист, планирующий путешествие в Одессу, в число своих ожиданий включает обязательно то, что тут ему будет весело. И в этом Одесса не обманывает своих гостей: количество фестивалей, концертов, спектаклей, круглосуточной музыки, акций в ресторанах, уличных музыкантов (даже если они фальшивят на каждой второй ноте) поражает любого туриста, даже столичного. Фестивали на любой вкус: от классической музыки до гастрономических. И уже уверенно можно заявить, что фестивальная столица Украины твердо обосновалась в Одессе или вокруг Одессы, с учетом небывалого роста фестивалей в районах области, включая такие, как Z-Games и Koktebel Jazz Festival.
Фактор 3. В Одессе вкусно.
Одесская кухня — давно устоявшийся и популярный гастробренд. Конечно, локальный и «всесоюзный». Но новая Украина для себя его начала открывать только в последние два-три года. До 2014 года одесская кухня была в небольшом количестве местных ресторанов, ориентированных на иностранного и российского туриста с высоким и средним чеком. Сегодня одесскую кухню можно встретить как в дорогих ресторанах, подающих «камбалу сегодняшнего улова» по цене 10 долларов за 100 граммов, так и в любом бюджетном кафе с тюлечкой по 25 грн порция. Именно гастротуризм сегодня открывает Одессу для новых туристов.
Но тут придется вести речь о менее приятном. О сервисе в ресторанах.
Отличный сервис... Блестящий сервис... Прекрасный сервис...
В 10 % из 1250 ресторанов. А это более 100 отличных ресторанов, которыми мы гордимся. Как минимум, три десятка новых трендовых, стильных и современных ресторанов открылись за последние полгода. Еще десятки открытий нам готовит осень. Новые рестораны теснят старожилов рынка своим креативом, демократичностью, заставляя и старожилов становиться динамичнее и демократичнее, при этом сохраняя свои высокие уровни стандартов сервиса.
Но беда наших рестораторов в том, что они все — великие. Каждый — великий ресторатор. И в этом смысле Одесса еще более украинский город, чем Львов. У нас на два ресторана — три великих ресторатора, и поэтому объединиться и сделать что-то совместное — невозможно! Любой одесский ресторан готов потратить десятки тысяч гривен на рекламу в борьбе за гостя с другими ресторанами. Но договориться двум десяткам ресторанов и провести совместное мероприятие, привлекающее в Одессу туристов, — никогда и ни за что. Даже 1000 гривен не дадут. За редким исключением.
К сожалению, нет безусловного лидера, способного объединить всех ради общей цели. Но рано или поздно рестораторы мрачным осенним вечером соберутся в одном из пустых ресторанов и примут решение объединиться с целью привлечения нового потока туристов, а не паразитирования на существующем потоке туристов и одесситов, любящих оставить последние деньги в ресторане.
Хорош тот ресторан, который умеет обслужить даже в самый большой аншлаг и при полной посадке на все 100 %, и даже на 110 %.
Жалобы ресторанов на отсутствие гостей и на проблемы с обслуживанием при полной посадке имеют одинаковый корень — непрофессионализм. Летом аншлаг в ресторане должен быть стандартной ситуацией. А свободные столы — ЧП.
Пока нет в Одессе ресторана, в который люди готовы стоять в очереди в ожидании столика 30-40 минут, что достаточно часто происходит во многих туристических городах.
И об отелях...
В Одессе мало отелей. На три дня выходных, при событии совершенно локального масштаба и не уникального (дважды за лето на стадионе — «Океан Эльзы»), отели заполнены под завязку. А если представить, что тут выступит звезда мирового уровня...
Одессе не хватает отелей с демократическими ценами, работающих всего два месяца летом. Вы скажете: «Невозможно. Нерентабельно». Но в студенческих общежитиях одновременно проживают более 60 тысяч студентов. Даже 30 % этого ресурса, переоборудованные для приема бюджетных туристов, стали бы ресурсом и для города, и хорошим финансовым подспорьем для вузов. Вот в этом моменте городские власти должны простимулировать руководство вузов.
Одесские отельеры, в отличие от рестораторов, могут объединяться. Хотя узок их круг, недостаточно сил и ресурсов у этого объединения, так как объединены небольшие качественные отели, но именно они представляют Одессу на выставках в Лондоне и Берлине, Минске и Киеве. И знаете, чем эти отели отличаются от остальных? Качеством сервиса, его стабильностью, высокой ценой и загрузкой одновременно. При том, что даже в высокий сезон, даже при полном аншлаге они не снижают качества сервиса и не жалуются на отсутствие гостей в низкий сезон.
Но пока крупные одесские отели не объединятся для привлечения потока туристов вне рамок высокого сезона вместе с организаторами фестивалей и ресторанами и с участием города, мы так и будем зависеть от погоды и гастрольного тура «ОЭ», который свои концерты проводит в Одессе на пике туристического сезона.
Каждый год в Одессе открываются новые отели, но они не оказывают серьезного влияния на рынок. Пока в Одессе нет отелей мировой сетки, мы будем туристической периферией в мировом туризме. Поэтому одна из главных задач городской власти — это привлечение в Одессу лидеров мирового отельного бизнеса.
В июле в Одессе презентовали программу «5Т»: туризм, технологии, транспорт, торговля, траст.
Но первой «Т» может стать «Технология».
Вот представьте: 400 отелей Одессы, имея 14 тысяч номеров, при самом удачном раскладе могут за год заработать на туристах 70 млн долларов.
А вот цитата: «Одесские айтишники продали свое изобретение американцам за 150 миллионов долларов». То есть, несколько талантливых ребят смогли заработать больше, чем все отели Одессы построенные за 100 лет, в которых работают тысячи сотрудников. Жаль, что разработка талантливых ребят никак не сказалась ни на бюджете города, ни на его настоящем, ни на будущем. Но привлекла колоссальное внимание к Одессе, которая способна рождать технологических гениев 21-го века.
Вторая новость, как одесские находчивые ребята соединили старт-ап с гостиничным бизнесом и заработали 500 тысяч долларов. Одесситы Кирилл и Сергей Сопоты открыли в Сан-Франциско так называемый коливинг — простыми словами, коммунальную квартиру для стартаперов. Идея в том, что, помимо койко-места, в Coliving Club начинающие бизнесмены, технари и т. п. получают связи, информацию и прочее, вращаясь в очень тесном кругу себе подобных.
Но я — о другом. Когда технология соединилась с отельным бизнесом и дала отличный продукт made in Odessa. На первый взгляд, она только для специалистов отельной сферы, но это только на первый взгляд. Одесская компания «Студия ПЛЮС» выходит на общемировой рынок, в котором три миллиона отелей, из которых 2,750 млн — это небольшие отели до 50 номеров.
Теперь не нужно иметь огромного количества компьютеров, серверов, мониторов, которые надо обновлять, кабинетов с отделами продаж, отвечать гостям, что не можете забронировать номер потому, что нет света, пропал интернет или зависла программа управления отелем.
Все управление отелем — на вашем планшете либо смартфоне. Весь ваш отдел продаж отеля — это количество сотрудников, помноженное на количество планшетов. Программа может автоматически продавать на 300 известных ресурсах за весьма скромный для такого продавца гонорар. Специалисты знают, о чем речь.
При бронировании через модуль бронирования услуги программы в два раза дешевле ближайших аналогов.
И я думаю, что в ближайшее время этот сервис покорит отельное пространство от Вьетнама (где тоже есть весьма преуспевающие одесские отельеры) до Стамбула, и от Парижа до Мадагаскара.
Вопрос в том, как быстро сотни отелей Одесской области перейдут на такой сервис...
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |