Любите ли вы кино, как люблю его я? Если да — можете понять и оценить предвкушение кинематографического пиршества, восторг погружения с головой в безбрежный океан девятой музы. Конечно, это не Канны, где заявляют о себе фильмы, входящие затем в историю кинематографа. Но, как-никак, на сегодняшний день Одесский международный кинофестиваль считается крупнейшим кинофестом центральной и восточной Европы.
В рамках кинофестиваля состоялся грандиозный open-air показ на Потемкинской лестнице. Более десяти тысяч зрителей посмотрели уникальную картину «Шерлок Холмс» — первый в мире фильм о знаменитом сыщике. Киноленте в этом году исполняется 100 лет.
Показы на Потемкинской лестнице стали уже традицией кинофестиваля. Как отметила президент ОМКФ Виктория Тигипко, такого огромного зрительного зала под открытым небом нет нигде больше.
Раритетная кинолента «Шерлок Холмс» 1916 года была найдена во французской синематике и отреставрирована в 2015 году. Фильм «Шерлок Холмс» был создан американским режиссером Артуром Бертелетом. Автор произведения Конан Дойл консультировал режиссера по поводу экранизации «Шерлока Холмса». Именно в 1916 году зрители впервые увидели великого сыщика в охотничьей шляпе и курящим трубку.
Специально для этого показа Дональд Сосин совместно с Питером Брейнером создали музыкальное сопровождение к немой картине для оркестра в составе 45 инструментов. Композитор лично презентовал фильм на Потемкинской лестнице и поблагодарил симфонический оркестр Одесского национального академического театра оперы и балета под руководством Игоря Шаврука за прекрасное воплощение проекта.
На ОМКФ-2016 съехались гости из 36 стран пяти континентов, представившие 114 кинолент практически всех жанров и направлений: три экспериментальных фильма, 18 документальных, 70 игровых, шесть сериалов, 17 мультфильмов.
Итак, отблистала Красная дорожка, и эффектная Джамала — звезда торжественной церемонии открытия, прошедшей со всем положенным статусным великолепием наконец-то вновь в роскошной Одесской опере, — блистательно исполнила легендарную колыбельную из «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина — почти одессита (по крайней мере, ими были его родители). Было представлено высокое жюри, и традиционно был вручен почетный Золотой Дюк «За вклад в развитие кинематографии» — на этот раз сэру Кристоферу Хэмптону, главе жюри международного конкурса, именитому сценаристу и кинорежиссеру. С открытием кинофестиваля его гостей поздравили бессменный президент ОМКФ Виктория Тигипко и мэр Одессы Геннадий Труханов, без деятельного участия которого навряд ли наш город смог принять международный кинофестиваль на достойном уровне.
Приветствуя организаторов, жюри и гостей, мэр Одессы Геннадий Труханов сказал:
-Одесса вновь принимает международный кинофестиваль. На мой взгляд — это грандиозное культурное событие. Легендарный Хичкок сказал, что кино — это жизнь, из которой вырезано все скучное. Но жизнь в Одессе не бывает скучной. Одесса — город, где любят снимать кино. Одесса — сама актриса и главная героиня многих знаменитых фильмов. Здесь снимали свои шедевры великие режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко. Одесса вырастила и дала дорогу в жизнь многим знаменитым и талантливым людям, имена которых звучат во всем мире. Желаю всем получить море позитивных эмоций от программы кинофестиваля. Желаю вам насладиться прекрасным свободным духом Одессы».
А затем в свои полновластные права вступило Его Величество Кино. И, поверьте, таких очередей за билетами и извивающихся кольцами Каа хвостов у входа в кинотеатры я не видела давно.
Главную тему нынешнего одесского кинофорума я бы определила как стремление человека БЫТЬ. Жить в полную силу своих талантов, желаний, страстей в противовес унылому и жалкому прозябанию. Где бы оно ни происходило — в роскошной усадьбе аристократов, непрезентабельных фургончиках бродячих комедиантов, типовых городских многоэтажках. Утверждение победительной витальности — в страстном служении искусству, самозабвенном чадолюбии, стремлении приручить страх смерти. И фильм-открытие фестиваля — «Маргарита» французского режиссера, обладателя «Золотой пальмовой ветви» Ксавье Джанолли, — стал блестящим прологом, залогом высокого качества фестивальной программы. Его показ состоялся в Одесском оперном. И тема фильма, посвященная беззаветной любви к чарующему миру оперы, замечательно гармонировала с прекрасным зрительным залом, кажется, пропитанным великой музыкой и голосами легендарных примадонн. Вот только Маргарите (потрясающая актерская работа Катрин Фро, удостоенной за нее премии «Сезар»), завороженной оперой, буквально живущей ею, превратив в реальность мечту, петь, увы, не дано. И, упоенная музыкой божественного Моцарта, «Царица ночи» на закрытом благотворительном концерте самозабвенно «кудахчет», соревнуясь в «мастерстве» с павлинами, бродящими в парке. Ее лицо сияет. А кинозрители, отхохотав, жалеют от души незадачливую диву. Гости же концерта аплодируют воодушевленно. Ведь Маргарита — их главный спонсор и благотворитель. Она живет в мире музыки, истово и преданно служит искусству, в какой-то мере замещая им свое одиночество, непринятую любовь. Стареющая женщина с душой восторженной девочки, Маргарита отчаянно хочет жить, творить, быть любимой. Но ложь окружающих — трусливая, корыстная, глумящаяся — превращает ее возвышенное, преданное служение в цирк уродов, где в примадоннах — она, квохчущая дива с раскачивающимся в такт павлиньим пером, венчающим прическу. И все же Маргарите на какое-то мгновение удается достичь вершины мастерства — голос достигает виртуозной силы, наполненной ее душевной красотой. Хохочущая публика в ошеломлении готова аплодировать. А Маргарита, кашляя кровью, падает на сцену.
Об этом фильме можно написать обширную рецензию — провести, например, аналогию с отвергнутой и погибшей Травиатой, чья прекрасная ария звучит на всем его протяжении. Но так как ОМКФ давно и уверенно взял курс в направлении арт-мейнстрима, после своего краткого впечатления напишу просто: фильм — то, что доктор прописал. Где зрителю гарантированы и неудержимый хохот, и безудержные рыдания, и параллели с собой, любимым, тоже вроде бы не лишенным талантов, и высококлассный кинематографический уровень. Так что очень и очень рекомендую. Дай Бог, чтобы лента появилась в украинском прокате.
Безудержной жажде жизни, неуемному творческому началу, необходимости быть нужным и любимым посвящен французский конкурсный фильм «Людоеды», снятый режиссером Леа Фенер. Любителей жанров фэнтези и хоррор спешу разочаровать — здесь нет ни фантастических существ, ни маньяков-злодеев, и никто никого не ест. Со вкусом и отменным аппетитом поглощают жизнь, эмоции и чувства окружающих артисты бродячего театра-буффон. Впрочем — и сами творят настоящие витальные пиршества, потчуя своих зрителей сногсшибательными представлениями. Кстати, ставят эти странствующие французские комедианты, ни много ни мало, русскую классику — «Медведя» и «Свадьбу», назвав свое умопомрачительное действо «Кабаре Чехова». Рискну предположить, что Антону Павловичу понравилось бы. Отчаянные «акробаты и шуты», балансирующие на грани жизни и смерти, стремятся прожить в полной мере каждое мгновение. Вопреки жизненному диктату, они не желают взрослеть — вечные дети, живущие в фургонах, встречая каждый новый день на новом месте. Дурачиться готовы, кажется, беспрестанно. Юные мамы, едва успев родить, вновь возвращаются в безумное шоу. Вот только харизматичные премьеры порой в одиночестве безуспешно борются с депрессией. Но как бы ни было больно, каждый вечер выходят на сцену — и ошеломленная публика в восторге кричит: «Браво!» И очень страшно в этой бесшабашной и дружной семье вдруг оказаться нелюбимой, нежеланной, ненужной. Возникает же любовь из милосердия и человечности. А еще — из готовности отдать себя. Как это и делают каждый вечер артисты, скользя по лезвию жизни, не рефлектируя, похоже, на тему ее смысла.
«Смерть от смерти» — такое «веселое» название дал своему великолепному конкурсному фильму бельгийский режиссер Ксавье Серон. «Смех — это вежливость безнадежности», — изящно сформулировали мудрые. И режиссер, взявшись за тему, касающуюся всех, создал откровенно абсурдный сюр, черно-белая стилистика которого при всей гротескной отстраненности ленты придала ей убедительность документа. Фильм — микст черного юмора, попыток психоанализа и... христианских символов, барочной живописи и музыки. Пытаясь приручить экзистенциальное смятение, режиссер решил поговорить об отношении сына к матери. И осознание бренности жизни дает главному герою понимание не только ее мимолетности и суетности, но в то же время постижение ее истинной ценности — любви.
Наверное, в какой-то степени с этой темой перекликается сериал «Красные браслеты», представленный в новой внеконкурсной программе ОМКФ «Сериалы!» компанией FILM.UA. Но это уже другая история. Фестиваль же — продолжается. Поражая, интригуя, радуя... И мы обязательно продолжим рассказ о нем на наших страницах.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |