ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
От де Рибаса до Труханова
30.07.2016 / Газета: Одесские известия / № 59(4882) / Тираж: 18937

Становление Одессы связано с рядом ярких представителей дворянского сословия: Иосифом де Рибасом, Михаилом Воронцовым, Григорием Маразли. Как ни странно, до сих пор не написано толкового жизнеописания ни одного из них. Зато каждому из имен сопутствует масса легенд, небылиц, а иногда и просто сплетен. В лучшем случае некоторые историки представляют их положительными героями с присущими всякому человеку мелкими слабостями.

Яркий тому пример – биография дона Хосе де Рибаса-и-Бойонса, вице-адмирала и основателя Одессы. В советской историографии принято было считать, что Иосиф де Рибас был талантливейшим управленцем и военачальником, отцом города. На самом же деле сын испанца и ирландки, рожденный в Италии, де Рибас был известным авантюристом и казнокрадом. В ходе строительства портовых и прочих сооружений в Одессе под его руководством отмечались случаи «значительных растрат казенных денег». Когда зимой 1795/96 годов умерли около тысячи солдат, работавших на постройке порта, де Рибас попытался спихнуть вину на Александра Суворова, что привело к личному конфликту между фельд­маршалом и адмиралом. Желая подчеркнуть проницательность М. Кутузова, Суворов говаривал: «Его и Рибас не обманет».

Аппетиты же дона Хосе в отношении казны назвать умеренными трудно. По словам Ф.М. Растопчина, «Дерибас присваивал ежегодно свыше полумиллиона рублей». О злодействе, коварстве и злоупотреблениях Де Рибаса говорят вот уже двести лет. По крайней мере тога праведника вряд ли идет Иосифу Дерибасу.

Генерал-губернатор Ново­российского края граф Михаил Се­менович Воронцов не принадлежал к плеяде основателей города, но его многообразная реформаторская деятельность в течение тридцати лет составила целую эпоху в жизни старой Одессы. Михаил Воронцов вошел в городские легенды как идеальный администратор и известный военный специалист, благородный радетель за порто-франко, якобы принесшее Одессе процветание. В действительности у Михаила Семеновича было две слабости – был он падок на лесть подчиненных и вовсю выслуживался перед своим «высочайшим начальством». Известен он непродуманной и кровавой кавказской кампанией. А будучи назначен в Одессу, не гнушался волюнтаристского привлечения к строительным работам «всех праздношатающихся», что практиковалось по отношению ко всем прохожим недворянского звания без разбору.

О детище Воронцова – знаменитой Потемкинской лестнице – французский ученый, горный инженер Ксавье Оммер де Гелль писал следующее: «Это сооружение – фантазия столь же разорительная, сколь и бесполезная, – уже поглотило огромные средства и обойдется примерно в миллион. Сильные трещины уже сейчас вызывают опасение грядущего разрушения этой огромной лестницы». О правоте его слов по поводу «разорительной безделушки» можно судить исходя из сумм городского бюджета того времени. Годовой бюджет Одессы в середине 30-х годов девятнадцатого века составлял всего 1,3 млн руб. Расходы же всех предприятий Строительного комитета исчислялись примерно 175 тысячами рублей, в том числе: на ремонт гидротехнических сооружений выделялось 20 тысяч, на починку дорог, мостов, сточных канав – 23,5 тыс. рублей. А тут – чуть ли не миллион! И для чего? Для того, чтобы праздная публика не напрягалась, совершая моцион.

Несмотря на то что первые 200 тыс., выделенные на сооружение лестницы, быстро сгорели, сиятельный граф решительно распорядился «безостановочно отпускать деньги». Напомним, в это время горожане не имели ни водопровода, ни канализации, ни вообще надежных источников водоснабжения. Это в условиях засушливого климата, холерных и чумных эпидемий. Город страдал от дефицита топлива, строительных материалов (в окрестностях Одессы добывался лишь известняк). Уже тогда стали поступать упреки в неоправданных тратах, а они ведь действительно были разорительны для городского бюджета и сильно обделяли горожан по всем статьям. Однако Воронцов придерживался правила «история все спишет». В том числе и миллионы, потраченные на Бульварную, то бишь Потемкинскую лестницу.

Так что вряд ли объясняется лишь чувством личной неприязни поэта к генерал-губернатору знаменитая пушкинская эпиграмма:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

«Маленький Париж» – так часто называли Одес­су. Дух Франции витает над городом, материализуясь в Ришельевской и Ланжероновской улицах, Дюковском саде и Фран­цузском бульваре... До 1902 года Французский бульвар назывался Малофонтанской дорогой и имел малопривлекательный вид. Вдоль многочисленных дач тянулись земляные валы, обсаженные акациями, тротуаров не было и в помине, а брусчатка заканчивалось там, где сейчас расположен санаторий «Аркадия». И неизвестно, сколько времени сохранилось бы такое состояние, если бы не деятельность городского инженера В.И. Зуева, загоревшегося идеей реконструкции Малофонтанской дороги. Хозяева дач Малого Фонтана на 10 лет предоставили городу беспроцентную ссуду для финансирования работ и выкупа полос земли, которые понадобилось отрезать от их владений при расширении дороги. Некоторые из них отдали землю безвозмездно, как владелец «Кафе Фанкони» Ф. Скведр и содержатель знаменитых бань С. Исакович. Иные владельцы дач отказались продавать свои полоски земли. Среди них был и Григорий Маразли, не пожелавший резать «по живому» свой прекрасный, украшенный мраморными скульптурами парк. Учитывая статус и положение Маразли, его участок не тронули, но, как с сожалением писал В.И. Зуев, «Малофонтанская дорога получила поворот против его дачи и тем самым лишилась прямолинейности и перспективного вида на море».

Частный интерес одержал победу над общественным, а Одесса лишилась великолепного вида навсегда.

Ныне живущие одесситы должны помнить о деяниях предшественников, чтобы с учетом их ошибок решать насущные задачи. Увы, уроки истории впрок не идут.

Одесса всегда гордилась своими санаториями и домами отдыха. Ради сохранения статуса здравницы за Одессой в советский период даже планировалось вынести ряд промышленных предприятий за пределы города. На протяжении последних десятилетий, увы, предпринимаются попытки выдавить из Одессы остатки санаториев. Некоторые стерты с карты города окончательно, многие лишились части территории. Кромсать санаторные земли и нарезать их парки под застройку стало обычным делом.

Санаторные земли начали растаскивать еще в начале 2000-х, во времена Руслана Боделана. В 90-е годы в земельном законодательстве царил полный хаос. Решение о передаче земли в частную собственность зачастую принималось районными исполкомами. Многие депутаты получали участки земли только за поддержку решений мэрии. Всего за семилетнее «правление» Р. Боделана (1998-2005 годы) было продано свыше 70 пансионатов и санаториев, в том числе санатории «Россия», «Украина», «Приморье», «Дружба», часть земель санатория им. Горького.

Эстафету разбазаривания муниципальной земли принял и даже превзошел своих предшественников в этом деле городской голова, чье недолгое правление можно охарактеризовать как одно большое недоразумение. За 1096 дней пребывания на посту мэра Алексей Костусев, объявивший себя вторым Ришелье, был замешан в громадном количестве скандалов. Напомним лишь о попытке безвозмездной передачи в частное владение 46 соток рекреационных земель в районе пляжа «Отрада» подставным лицам для дальнейшей перепродажи, продажу санатория «Магнолия» по заниженной цене (были проданы три с половиной гектара за 30 млн гривень). В каденцию Костусева горсоветом были проданы семь гектаров земли в Лузановке по цене в 6-8 раз ниже рыночной. Лишь благодаря общественности удалось отбить попытку рейдерского захвата санатория «Лермонтовский» в пользу одиозного Игоря Маркова.

Неумелое управление городом, тотальная коррупция в аппарате руководства, откровенная глупость и патологическая украинофобия стали причиной досрочного ухода Костусева с поста мэра.

Нынешнее же руководство города с первых дней одесситы окрестили кланово-мафиозным. Придя в политику из лихих 90-х, нынешний мэр так и не оставил тогдашних способов достижения целей. За недолгий срок пребывания у власти он уже дал повод к многочисленным скандалам. Мэрия растаскивает собственность одесской громады, прикрываясь поистине преступным планом так называемого зонинга территории, увы, нашедшим поддержку в областной гос­администрации.

К сожалению, нынешние городские власти переняли у своих легендарных предшественников отнюдь не жажду созидания, а скорее желание стать «полу-милордами, полу-купцами». И в этом желании стремительно приближаются к тому, чтобы стать «полными наконец».

Автор: Игорь Мозговой


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.004
Перейти на повну версію сайту