![]() |
|
![]() |
![]() |
Не пытайтесь объять необъятное», — с сожалением подумалось в финале VII Одесского кинофеста. Хотелось успеть все, дневать и ночевать в фестивальном пространстве. Но жизнь диктует свои суровые законы. К сожалению, и неизбежно часть интересных кинособытий «осталась за бортом», зато случились и замечательные кинооткрытия.
Вот никогда не думала, что буду восторгаться сериалом, благодарить за знакомство с ним продюсера Полину Толмачеву и с нетерпением ожидать его появления на телеканалах. Украино-российский сериал «Красные браслеты», снятый прекрасным режиссером Натальей Мещаниновой, перевернул мое представление об этом любимом народом формате. Правда, на телеэкраны, созданный в прошлом году, он до сих пор не вышел. Тема для традиционных сериалов, с их безусловным приоритетом криминала и мелодрам, очень уж непривычна. От канонического «мыла» «Красные браслеты» отличаются и по настроению, и по форме. Посвящен же сериал теме крайне тяжелой и сложной — безнадежно больным подросткам, жизнь которых протекает в замкнутом мире больницы. Здесь практически невозможно остаться наедине с собой, но точно можно найти причину, чтобы жить, хотя, вероятно, и спросишь себя «зачем?» Эта страшная, по сути, переворачивающая сознание история рассказана без пафоса и надрыва — в формате лирического молодежного сериала, светлого и жизнерадостного. Больница же становится моделью мира, где подростки дружат и любят, борются за свою жизнь и спасают друзей, отвечают на вызовы судьбы, принимая сложные решения. История рассказана легко, весело, трогательно и, что особенно важно, — жизнеутверждающе. Здесь есть трагедия, но нет безнадежности. Выход обязательно есть — возможно, и за рамками нашего мира. «Красные браслеты» — безусловно, смелый эксперимент. Это адаптация каталонского сериала, завоевавшего популярность во всем мире. Его автор Альберто Эспиноза сам пережил подобную историю. Локальные адаптации сериала на сегодняшний день вышли во многих странах. Лучшей из них, увидев украино-российский трейлер, Эспиноза считает «Красные браслеты».
Возрождению жизни и милосердию, попытке разрушить границы человеческой отчужденности и единению людей посвящен, на мой взгляд, лучший фильм фестиваля «Из Фукусимы с любовью» немецкого режиссера Дорис Дерри. Рассказ о странном, удивительном тандеме молодой немки — незадачливой клоунессы — и пожилой японки — последней гейши Фукусимы. В жизни каждой из них — позорная тайна, гнетущий ужас предательства ими близких людей, бремя вины столь невыносимо тяжкое, что кажется, избавиться от него можно лишь уйдя из жизни. Но, «кто без греха, пусть первым бросит камень»... Наверное, потому и звучит в Молитве Господней «...прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Иначе закончится жизнь на земле. И, помогая возродиться к жизни ближнему — хотя, может казаться, совершенно чужому и чуждому, ты побеждаешь и собственных призраков.
Великолепный дуэт исполнительниц главных ролей фильма — Каори Момои и Розали Томасс — был отмечен высоким жюри Золотым Дюком за актерское мастерство. Награду за лучшую режиссуру завоевал фильм «Смерть от смерти» — экзистенциальный трагифарс бельгийского режиссера Ксавье Серона. А вот лучшим фильмом фестиваля жюри международной программы была признана румынская лента «Незаконные», снятая режиссером Адрианом Ситару. Правда, этот шокирующе смелый фильм, создающий новый язык кинематографа, понравился далеко не всем зрителям.
- Фильм начался как эксперимент. Задачей его участников было донести правдивость происходящего на экране. Отсюда — особые требования к актерской игре, — рассказала исполнительница главной роли актриса Алина Григоре. — И основная тема картины — не скандальная связь и беременность, а право человека на свободу выбора, возможность не быть осужденным за принятое решение, идущее вразрез с общепринятыми нормами социума. Момент истины мы искали вместе со зрителем.
Фаворитами публики оказались все та же «Фукуксима» (браво, киноманы, — отменный вкус!) и украинская лента «Гнездо горлицы» режиссера Тараса Ткаченко, победившая в национальном конкурсе.
- Наша самая большая победа — то, что, несмотря на все житейские катаклизмы, сопровождавшие съемки фильма, — от трагической гибели исполнителя одной из главных ролей Виталия Линецкого до обстановки в стране, когда кино было вроде бы совсем не ко времени — мы все же сняли его, — считает исполнившая главную роль картины актриса Римма Зюбина.
Фильм, по словам его создателей, был создан, практически по крупицам. На 50% оплачиваемые государством, его съемки пришлись на период 2013-2014 годов, когда финансирование кино было приостановлено. Но тем не менее в результате титанических усилий команды фильма украинский зритель получил качественное жанровое кино, которое вскоре выйдет в отечественный прокат. Думается, кинозалы на его показах пустовать не будут — все же подустала публика от заграничного ширпотреба. В немалой степени залогом успеха фильма, уверена, станут замечательные актерские работы Виталия Линецкого, Николая Боклана и, в первую очередь, Риммы Зюбиной, по сути, и принесшей фильму победу. История бесправной наймички, вкалывающей в далекой Италии, чтоб заработать на жизнь и обучение дочери, да чтобы муж мог хоть как-то дома хозяйствовать, ох, как актуальна в современной Украине. Работы в родном селе нет, и здоровые мужики мастерят на продажу бумажные цветочки, водят на охоту туристов да глушат водку. Традиционный тост «За нас, мужиков!» в контексте этом звучит уничтожительной издевкой. Женщины наши, вон, в Европе нарасхват — работящие, сноровистые, стойкие. Что же, мужчины — не котируются нигде? А украинские дамы, подзаработав евро, не только пытаются восстановить нормальную жизнь своей семьи, собственное дело поднять (в данном случае — туристическую избушку со всеми удобствами), но и детей рожать не боятся. И хотя кажется, что всем тут правят пресловутые евро, уверенно разрешая в том числе и моральные проблемы, все же не променяла мать-вседержительница Дарина родное гнездо, которое обустраивать и обустраивать, на вполне обеспеченную жизнь с итальянским «принцем», искренне радующимся беременности своей прислуги. В общем, картина получилась вполне нескучной — здесь тебе и жгучая мелодрама, и узнаваемость реалий современной Украины. Но, наверное, самое главное — то, что заставляет вновь и вновь думать об этом фильме, — проблемы и боль нашей страны. Кстати, самой ответственной его премьерой Тарас Ткаченко считает для себя кинопоказ в Генуе. Женщины украинской общины этого итальянского города, содержащие свои оставшиеся в Украине семьи, снарядили и отправили в зону АТО полностью укомплектованную машину скорой помощи.
- Перед ними я и вправду боюсь соврать, — заявил режиссер.
«Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, которые хотят иметь все сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят банальностей, а всегда горят, горят, горят!» Цитата «короля битников» Джека Керуака фактически стала эпиграфом фильма английского режиссера Чании Баттон «Кто горит, горит, горит», удостоенного зрителями VII одесского кинофеста Гран-при фестиваля. Это очень теплое кино — порой гротескное, порой щемящее, со вкусом сдобренное чисто английским ненавязчивым юмором. Road-movie — путешествие по Англии с... прахом умершего друга в бардачке автомобиля. Его последнее желание — развеять останки в четырех знаковых для него местах. И, путешествуя по стране, встречаясь с разными людьми, подруги открывают для себя то, что люди могут «гореть» и после смерти — как погасшие звезды, свет которых до сих пор достигает земли. Понимают, что надо не жалеть себя, а жить в полную силу. Слушать дождь, смотреть на звездное небо, не быть равнодушным к людям — даже если они ждут от тебя того, что ты не всегда можешь им дать. Быть честным перед собой и другими — быть настоящим. И не беспокоиться о том, что взятая тобой вершина оказалась не самой высокой.
Свои вершины на Одесском кинофесте покоряли и европейские кинодокументалисты, и авторы короткометражек — как правило, молодые украинские режиссеры. С разных позиций, порой совершенно неожиданных, они помогали увидеть сегодняшний день нашей страны, стирая границы, — мира. Ведь во всех уголках земли у людей в общем-то одинаковые мечты, проблемы, планы, грехи. И в кино ты обязательно найдешь то, что тебя волнует, — все зависит от того, насколько ты готов воспринимать тот или иной фильм, будь то артхаус или мейнстрим. А кинозал — это не только место, где можно мечтать, но и обязательно — думать. И, быть может, — выходить обновленным.
Все, что начинается на Одесском международном кинофестивале, обязательно имеет свое продолжение. А особым акцентом ОМКФ-2016 стало его более тесное сотрудничество с бизнесом.
- Хочется привлечь как можно больше партнеров, сделать шире круг тех, кто симпатизирует Одесскому кинофестивалю, с кем можно в дальнейшем развивать плодотворную работу. И очень важно отыскать партнера не на год, а для достаточно длительного сотрудничества. Расширяется и география фестиваля — в этом году конкурсные заявки были получены из 75 стран. Соответственно, увеличивается и количество международных партнеров. Они становятся все более заинтересованными, и, благодаря их сотрудничеству, становится возможным открытие на фестивале новых секций, проведение конференций, повышающих образовательный уровень украинских кинематографистов, — рассказала президент ОМКФ Виктория Тигипко.- Необходимо, чтобы наша бизнес-элита знала, что происходит в кинематографе. А украинский зритель имел возможность смотреть качественное отечественное кино, приобщаться к умному, интеллектуальному мировому кинематографу.
Фестиваль, который в этом году посетили 120 тысяч зрителей, приятно удивил количеством переаншлагов — в следующем году придется подумать о расширении локаций. Порадовал интересными, нестандартными фильмами и высоким уровнем жюри. В числе новаций — программа документального европейского зрительского кино, ставшая успешным экспериментом. И в следующем году, предполагает Виктория Тигипко, она получит свое развитие.
С успехом прошла экспериментальная программа «Сериалы!». И сегодня командой ОМКФ уже ведутся переговоры о сотрудничестве с фестивалем, специализирующемся исключительно на этом формате.
- За последние пять лет в мире было создано восемь тысяч сериалов, — отметила Виктория Тигипко. — И мы не хотим стоять в стороне. У Украины есть серьезный шанс сделать это направление коммерчески успешным, снимать сериалы для европейского и мирового рынка.
Расширит свои географические границы и проект АРТ-ОМКФ — замечательная идея, продлевающая фестивальное «послевкусие». И обязательно добавятся новые программы. На таком энергичном, фонтанирующем идеями, искрящемся молодостью фестивале это просто неизбежно.
До встречи, ОМКФ-2017!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |