![]() |
|
![]() |
![]() |
Совет ректоров вузов Одесского региона решил напомнить о существенной роли высшей школы во многих аспектах городской жизни и необходимости изменения некоторых принципов отношений между вузами и местными властями.
Влиянию одесских высших учебных заведений на качество городской жизни ни наши власти, ни средства массовой информации, к сожалению, не уделяют должного внимания. А между тем двадцать вузов третьего-четвертого уровней аккредитации являются важным градообразующим элементом. Вклад высшей школы в формирование инвестиционной привлекательности города трудно переоценить. Анализ «индекса конкурентоспособности» Одессы и Одесской области, рассчитанный по методике Всемирного экономического форума, показывает, что значительная доля его показателей связана с уровнем развития высшей школы и науки. Это и показатель «Высшая школа и профессиональная подготовка» (Одесса занимает третье место в Украине по итогам 2013 года), и показатель «Инновации», в который входят индексы, определяемые уровнем научной деятельности, основная доля которой в условиях нашего города и области сосредоточена в вузах.
Согласно докладу Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины «Людський розвиток Одеської області: проблеми і досягнення (2014)», по интегральному показателю «Образование» Одесская область скатилась с пятого места в 2012 году на двенадцатое в 2013-м. Не последнюю роль в этом играет тот факт, что по финансовым затратам на обучение одного ученика область занимает предпоследнее место в Украине, и как следствие – по результатам внешнего независимого тестирования выпускников школ – двадцатое место среди всех административных единиц страны. В современных условиях показатели ВНО непосредственно влияют на объемы государственного заказа специалистов в одесских вузах, и через них – на демографические и социально-экономические факторы развития города.
Высшие учебные заведения в значительной мере определяют демографическую ситуацию в городе – это прежде всего ежегодная «добавка» в размере около семи-восьми тысяч иногородних первокурсников, пополняющих население Одессы, которое уже долгое время колеблется около «критической» отметки – миллион жителей.
Отметим также участие этой социальной группы в поддержании процента активного трудоспособного населения, ведь абсолютное большинство иногородних выпускников вузов остаются в Одессе.
Обычно «отцы города» не обращают внимания на еще один аспект влияния вузов на устойчивое развитие – это вклад высшей школы в городскую социально-экономическую жизнь.
Во-первых, высшая школа является крупнейшим работодателем. В вузах города трудится почти 22 тысячи человек, это не считая почти 80 тысяч студентов. Таким образом, общее количество работающих и обучаемых в наших вузах составляет около 16% (!) всех трудоспособных жителей города (по данным Программы занятости населения г. Одессы на период до 2017 года, плановая среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте в 2015 г. – 638,1 тыс. чел.). Кроме того, вузы города создают значительное количество дополнительных рабочих мест для жителей Одессы, не вовлеченных непосредственно в сферу высшей школы, но занятых в сторонних городских организациях, предоставляющих высшим учебным заведениям услуги по содержанию и обслуживанию их деятельности.
Естественно, что даже небольшие сдвиги в динамике развития высшей школы в ту или иную сторону ведут к значительным изменениям на городском рынке труда. Простые расчеты показывают, что даже пятипроцентное сокращение рабочих мест в вузах за счет пропорционального сокращения числа студентов приведет к сокращению финансирования расходов высших учебных заведений и росту числа безработных в городе более чем на две с половиной тысячи человек.
Во-вторых, высшая школа является крупнейшим финансовым инвестором в бюджет города. По итогам 2015 года, из государственного бюджета Украины в вузы города поступило более 1,1 млрд грн, не считая средств, полученных высшими учебными заведениями за счет предоставления платных услуг. Все эти средства были направлены на выплату заработной платы, стипендии и частичную оплату коммунальных услуг, то есть влились в городские финансовые потоки.
Кроме того, из 80 тысяч студентов городских вузов примерно 40% получают стипендию из государственного бюджета. Добавьте к ним около семи тысяч иностранных студентов, оплачивающих проживание и обучение. Это далеко не последние потребители услуг, пополняющие городскую казну.
В-третьих, с учетом направленных на выплату зарплаты из заработанных вузами средств, фонд оплаты труда работников высшей школы Одессы в 2015 году составил более 1,2 млрд грн. Из них только непосредственные отчисления в городской бюджет (налог с доходов физических лиц) составили около 200 млн грн. Кроме того, вузы в 2015 году заплатили еще практически столько же других налогов, которые пошли на содержание бюджетной сферы, в том числе и города.
Этот «зарплатный миллиард» также практически полностью тратится в Одессе.
При том же пятипроцентном сокращении в вузах легко посчитать, что город лишится поступлений из государственного бюджета не менее чем на 60 – 70 млн грн, а отчисления в городской бюджет сократятся более чем на 15 млн грн.
Даже этот небольшой и поверхностный анализ убедительно показывает, что вузы непосредственным и существенным образом влияют практически на все стороны жизни города, в том числе на инвестиционную привлекательность Одессы, на социально-экономическую и финансовую стабильность и, следовательно, на возможности дальнейшего развития. Вузы – это поистине «курица, несущая золотые яйца», о здоровье которой рачительный хозяин будет печься днем и ночью.
Увы, реальное финансовое состояние высших учебных заведений Одессы с каждым годом только ухудшается, и сейчас вопрос стоит уже о не развитии, а об элементарном выживании! Приведем лишь одну цифру: за последние пять лет количество студентов здесь сократилось более чем на 25%, то есть, по существу, в области исчез один крупный вуз, сопоставимый с одесским политехом.
Ситуация в ближайшем будущем может существенно ухудшиться в связи с введением Министерством образования и науки Украины с 2016 года нового алгоритма распределения бюджетных мест для зачисления на первый курс. К сожалению, этот алгоритм в нынешнем его виде нацелен на усиление процессов вымывания молодежи из регионов в столичные высшие учебные заведения. Уже сейчас в вузах Киева обучается около 27% всех студентов Украины, а следовательно, более четверти всего бюджета высшей школы Украины оседает в киевском городском бюджете. И этот процесс сейчас пытаются еще расширить.
Становится городу лучше или легче от такой плачевной динамики?! Думаем, вопрос риторический.
В этой ситуации и городским, и областным властям стоит серьезно задуматься о том, как помочь высшей школе Одесщины в этот трудный период. Чем хуже будет высшей школе, тем меньше будет городских точек роста и инноваций и тем труднее будет Одессе сохранить свою привлекательность для инвестиций в будущем. Тем хуже будет экономическая ситуация, тем сложнее социальная обстановка в городе.
Поэтому забота о развитии высшей школы должна быть одним из приоритетов работы городских и областных властей. К сожалению, анализ главных городских документов – Устава Одессы, Стратегии экономического и социального развития Одессы до 2022 года, Концепции социально-экономического и культурного развития г. Одессы и других (не говоря уже об области) – свидетельствует скорее об обратном: среди приоритетных направлений развития города высшего образования нет!
За последние 10 – 15 лет одесский вузовский центр переместился с четвертого на пятое место в Украине – нас по всем показателям потеснили львовяне. Только один, но красноречивый пример: в последние годы число поданных заявлений от абитуриентов в два крупнейших львовских вуза больше, чем число заявлений, поданных во все вузы Одесской области (21 высшее учебное заведение). И по числу студентов Одесса уже отстает от Львова по состоянию на
1 сентября 2015 года более чем на 13%. Кроме того, статистика дает удручающую картину сокращения научных работников в Одесской области – с 1995-го по 2015 год их число сократилось в 3,8 раза. Это один из самых высоких показателей в Украине.
Одесские власти все еще пребывают в советской парадигме: вузы не являются коммунальной собственностью, пусть у правительства о них голова болит.
В то же время опыт других городов Украины (Львов, Сумы, Киев, Ужгород и др.), да и не только Украины, подтверждает: точки роста высшей школы отмечаются там, где руководители области и города не только гордятся вузами, но и находят возможности и силы для оказания действенной помощи, где имеются соответствующие региональные программы развития высшего образования.
Следовательно, общей задачей как работников высшей школы, так и властей Одесщины является создание таких условий в одесских вузах, чтобы украинские абитуриенты стремились поступить именно в них. А это уже создаст благоприятные условия для развития всего региона, принесет значительные финансовые вливания в городской и областной бюджеты. Выгоды здесь обоюдные и очевидные.
Разработка местной программы стратегического развития высшей школы – давно назревшая задача. Составной частью программы должен стать раздел, связанный с перспективами развития профессионального образования в городе и области.
Для решения такой нацеленной на будущее проблемы необходимы совместные усилия городских и областных властей, Совета ректоров высших учебных заведений Одесской области, Южного научного центра Национальной академии наук и Министерства образования и науки Украины, Совета директоров колледжей и техникумов Одесской области, организаций работодателей и предпринимателей, квалифицированных экспертов и общественности.
Сложность задачи – еще не причина, чтобы ее не решать.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |