ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Эксперимент превыше всего?
13.08.2016 / Газета: Одесские известия / № 63(4886) / Тираж: 18937

Проходившая по новым правилам нынешняя вступительная кампания в вузы вызвала массу нареканий, вопросов и споров. В дискуссиях о глобальной значимости происходящего (об этом у нас любит говорить каждый новый министр образования и науки, затевающий очередную перестройку) затерялось, на мой взгляд, самое важное: будет ли доступной для всех абитуриентов система электронной подачи документов? Приложит ли государство хоть какие-то усилия к выравниваю нынешнего перекоса интересов абитуриента в сторону профессий гуманитарного профиля? Окажет ли оно поддержку вузам на местах, перед которыми в условиях децентрализации ставятся новые, гораздо более сложные задачи по подготовке кадров, призванных эту самую децентрализацию претворять в жизнь?

Модель ради модели

Начнем с электронной системы подачи документов. Узнав о ней, сразу представила себе, с какими трудностями столкнутся ребята из глубинки: им, ради стандарта, с которым работает электронная система, придется решать архисложную задачу преобразования электронных документов в объем, не превышающий одного мегабайта. Если, конечно, удастся найти хороший компьютер и сканер к нему, а также массу времени, чтобы зарегистрировать себя и эти документы на постоянно зависающем сервере в Киеве.

Не легче и тем, кто окончил школу на несколько лет раньше, а получать высшее образование решил только сейчас и потому в электронном виде документов об окончании школы попросту не имеет или не проходил ВНО.

Мысли о том, что эти, казалось бы, мелочи могут стоить кому-то из абитуриентов шанса начать обучение в текущем году, похоже, чиновникам министерства в голову не приходили. А зря.

На сайте www.osvita.ua 15% опрошенных заявили, что в этом году так и не смогли подать документы на поступление. А это тысячи абитуриентов по всей Украине! Об этом высокопоставленные чиновники предпочитают молчать. Похоже, для них это допустимая погрешность эксперимента, и не более.

Сейчас в СМИ активно обсуждается ситуация, в которой оказался парень, поступавший на режиссерский факультет Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. По завершении творческих испытаний система выдала ему сообщение о поступлении на бюджетную форму обучения. А после оказалось, что эта информация не соответствует действительности. Вуз заявил всего восемь бюджетных мест по данной специальности, а система ошибочно отправила извещение о поступлении гораздо большему количеству абитуриентов.

Министерство свою ошибку признало. Абитуриента, которому вместе с отцом и при поддержке СМИ удалось быстро обойти все инстанции, зачислили на бюджет. А скольким поступавшим, особенно не из столицы, не удалось справиться с подобной проблемой?

Складывается впечатление, что новая система направлена вовсе не на упрощение процедуры поступления для абитуриента, а создана для того, чтобы министерство могло отрапортовать о «реформе».

Первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун все на том же сайте www.osvita.ua подробно объясняет алгоритм распределения бюджетных мест на дневную форму обучения (бакалавриат) между университетами. Оказывается, ни один университет изначально не знал, какое количество бюджетных мест получит в итоге. Все зависело от двух составляющих: государства, определяющего, какое количество бюджетных мест оно будет финансировать по каждой специальности в масштабах всей страны, и уровня популярности вузов и специальностей среди студентов.

– Непопулярный вуз может не получить бюджетных мест вовсе, – говорит Инна Совсун.

И на первый взгляд, такой подход представляется правильным. Но только на первый взгляд.

Понятие популярности вуза у нас зачастую совершенно извращено. Большинство студентов сегодня мечтают учиться в столице, в тех вузах, которые больше «раскручены» и «распиарены», хотят получать профессии, которые на слуху. Например, юристов и менеджеров, ведь большинство депутатов Верховной Рады Украины в биографиях указывают эти направления своей профессиональной подготовки. Да и Инна Совсун именно на примере этих специальностей поясняет принцип распределения бюджетных мест в университетах.

Кроме того, в нынешнем году вузы могли заявить на бюджетное обучение на четверть мест больше, чем в прошлом. Тем самым еще сильнее укрепив преимущество столичных учебных заведений – те получили не только на четверть больше сильных студентов, у которых киевские вузы стояли в приоритете поступления, но и на четверть большее финансирование, так как именно за студентом теперь «идут деньги».

В подобной схеме совершенно не находится места сильному абитуриенту, в силу разных причин не имеющему возможности переехать на учебу в Киев. Как быть ему, если на университет родного города бюджетных мест по выбранной им специальности министерство не выделило?

– Вузы в значительной степени формируют кадровый капитал страны в целом и региона в частности. Саму основу инновационного развития любого общества, – говорит председатель совета ректоров вузов Одессы, ректор Одесского государственного экологического университета, доктор физико-математических наук, профессор Сергей Степаненко. – Приоритет в отборе студентов, отданный Киеву, позволит ему в инвестиционной привлекательности постоянно уходить вперед, а все остальные города будут отставать, тем самым увеличивая существующие уже сегодня диспропорции в развитии регионов Украины.

Ректоры одесских вузов обратились в профильный комитет Верховной Рады с просьбой создать равные конкурентные условия для всех высших учебных заведений Украины. Введя, например, повышающий коэффициент к конкурсному баллу за то, что абитуриент выбрал не столичный, а региональный вуз. Но все осталось по-прежнему, без изменений.

Регионы или глухая провинция?

Сейчас, получив студентов-бюджетников по остаточному принципу, ректоры одесских вузов столкнутся с очень серьезными проблемами. Они, скорее всего, недосчитаются будущих связистов и физиков, математиков и специалистов по эксплуатации атомных станций, инженеров теплового и дорожного хозяйства, геологов.

Интересно, а кто при таком раскладе будет претворять в жизнь планы развития объединенных территориальных громад? Строить дороги и прокладывать коммуникации, обеспечивать бесперебойную работу телефонных сетей и интернет-трафиков? Разрабатывать месторождения полезных ископаемых, строить артезианские скважины и курорты местного значения?

Мне могут возразить: мол, этими вопросами занимаются разные министерства. Да, как у Райкина. Кто-то пришивает пуговицы, кто-то рукава. И никто не несет ответственности за конечный результат. Судя по всему, координировать свои действия руководителям министерств даже в голову не приходит. Каждый ставит свои эксперименты, и тем вполне доволен.

Так, министр образования и науки Лилия Гриневич, говоря о вступительной кампании нынешнего года, увидела только одну опасность. Об этом она рассказала в эфире общественного телевидения. Речь идет о том, что студентами педагогических вузов становятся абитуриенты с наименьшим рейтингом.

– Те, кто в будущем будут учить программистов и экономистов, имеют очень низкие результаты в освоении школьной программы, – восклицает министр. – Надо искать мотивационные механизмы, чтобы привлекать к педагогической профессии лучших из лучших.

Трогательная забота о педагогах, ничего не скажешь. Однако в мотивационных механизмах нуждаются также инженерные и естественнонаучные специальности вузов. Ведь именно эти направления современных знаний являются основой инновационной, динамично развивающейся экономики.

– Государство, выстраивая перспективы своего развития, обязано выступать регулятором во многих сферах, в том числе и в сфере образования, – считает Сергей Степаненко. – Например, зная, какую экономическую модель мы строим, под нее следует и соответствующие кадры готовить. Нужны ведь не только юристы и менеджеры. Они в основном занимаются сопровождением, а не созданием товаров, технологий, процессом производства. Это прерогатива инженеров и ученых. Заинтересовать молодых людей поступлением на технические и естественнонаучные специальности высших учебных заведений можно введением повышающего коэффициента к конкурсному баллу.

Опыт ведущих университетов мира

Любопытно, что за рубежом наукограды, а именно ими являются самые престижные университеты мира, стараются создавать не в шумных мегаполисах, а несколько в стороне от них.

Например, входящий в первую десятку вузов мира Массачусетский технологический институт (3-е место) находится в небольшом, с населением чуть больше 100 тысяч человек, городке Кембридж, недалеко от Бостона. Он известен своими новаторскими разработками в сфере робототехники и искусственного интеллекта. Программы вуза по инженерному делу, информационным технологиям, экономике, физике, химии и математике многократно признавались лучшими в США. Более восьми десятков научных деятелей, которые учились или преподавали здесь, стали нобелевскими лауреатами. Это рекордный показатель.

Массачусетский технологический институт – частное учебное заведение. Наряду с гуманитарным, биологическим и факультетом здравоохранения, в нем есть факультеты астрономии и аэронавтики, инженерного дела и информационных технологий, физики, химии, математики. Компании и фонды не жалеют средств на поддержку вуза, понимая, что современный мир – это мир технологий, которые создают талантливые ученые и инженеры.

Поймем ли мы эту простую истину? Вопрос остается открытым…

Автор: Світлана Комісаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту