ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Украина без системы образования?
16.08.2016 / Газета: Одесские известия / № 64(4887) / Тираж: 18937

Очередное заседание Совета ректоров одесских вузов было посвящено подведению итогов вступительной кампании и обсуждению рекомендаций Министерства финансов по подготовке бюджета следующего года.

Председатель Совета ректоров, ректор ОГЭКУ Сергей Степаненко отметил, что, исходя из опубликованных Министерством образования и науки данных, только по девяти (из более чем 40) киевским вузам увеличение количества студентов-бюджетников составило 1567 человек. В одесских же вузах число их сократилось на 14,6%. Существенная диспропорция наблюдается и в сравнении с другими областями: во Львовском университете на специальность «право» зачислили 180 бюджетников, а в ОНУ им. И.И. Мечникова – лишь 37. «Обидели» наш национальный университет и в отношении специальности «международные отношения»: вуз готов был зачислить на бюджет 25 студентов, а министерство рекомендовало всего 15.

– К сожалению, многие абитуриенты не смогли разобраться с запутанной системой поступления в нынешнем году. Им и в голову не приходило, что подавая заявления в разные вузы на одну и ту же специальность, они тем самым отдают себя на откуп электронной системе, которая будет в итоге разбрасывать студентов по разным городам Украины.

Некоторые абитуриенты, имеющие высокий балл ВНО и поставившие академию пищевых технологий своим приоритетом, не подозревали, что их могут рекомендовать на бюджетное обучение в совершенно иной вуз, – рассказал ректор ОНАПТ Богдан Егоров.

Подобная ситуация грубо нарушает право человека получать образование в выбранном им учебном заведении, а не там, куда его забросит электронная система Министерства образования и науки.

Ущемляются и права работодателей: крупнейшие предприятия, фирмы, агрохолдинги на протяжении многих лет вкладывали средства в одесские вузы, готовящие для них кадры. Теперь их лишили права брать на работу выпускников именно этих учебных заведений, по сути, навязывая других.

Любопытнейшие факты привел ректор ОНЭУ Михаил Зверяков. В возглавляемом им университете есть специальность «финансы, банковское дело и страхование». В этом году для поступления на нее нужно было набрать 156 баллов. А в Национальный университет государственной фискальной службы Украины (НУГФСУ) в Ирпене под Киевом на аналогичную специальность – всего 124. Думаете, система, как неоднократно декларировалось министерскими чиновниками, отдала лучших абитуриентов ОНЭУ? Ничего подобного. Она спокойно перебросила их в университет фискальной службы, который по совершенно необъяснимым критериям входит в двадцатку лучших вузов Украины.

Аналогичная несправедливость имела место и со специальностью «право». В ОНУ им. И.И. Мечникова проходным были 169,15 балла, в НУГФСУ – 109. И вновь необъяснимым образом больше бюджетных мест дали именно «фискалам», а не Одесскому национальному университету.

Киевские вузы и те, о которых трогательно «позаботилась» электронная система, получили больше студентов, чем реально смогут обеспечить общежитиями. Они уже ставят вопрос о необходимости строительства новых студгородков. В Одессе же места в общежитиях останутся незанятыми. Да и преподавателей наших вузов придется сокращать или переводить на неполную ставку.

Стоит обратить внимание и на то, что еще до окончания вступительной кампании министерские чиновники среди крупнейших вузовских центров страны называли только Киев, Харьков и Львов. Одессу к таковым они уже не относили, возможно, зная, какие «сюрпризы» преподнесет система компьютерного распределения.

Совет ректоров вузов Одесщины по результатам обсуждения принял обращение к Министерству образования и науки и профильному комитету Верховной Рады. В нем подчеркивается, что внедренная система зачисления студентов на бюджетную форму обучения не применяется ни в одной европейской стране с развитой системой образования. А случаи зачисления в ряд вузов количества студентов, в разы превышающего максимальные объемы государственного заказа, вообще ставят на повестку дня вопрос о допустимости ее применения.

Механистический способ распределения госзаказа по алгоритму «широкого конкурса по специальностям», без его предварительной сертификации и утверждения, не учитывает реальную демографическую и социально-экономическую ситуацию в регионах, их интересы, в частности, – в реальном секторе экономики. Кроме того, существенным недостатком предложенного алгоритма является построение рейтинговых списков специальностей без учета номеров приоритетов, выставленных по ним самими абитуриентами. Это привело к тому, что многие абитуриенты с высокими баллами (150-160) и заявленными приоритетами избранной специальности оказались искусственно лишенными возможности реализовать свое конституционное право на образование.

По мнению совета ректоров, необходимо начинать широкую дискуссию с привлечением всех заинтересованных сторон, чтобы не допустить окончательного разрушения отечественной системы образования.

На мой взгляд, очень точно происходящее охарактеризовал лидер общественного движения «Рідна країна» Николай Томенко: «Очільники МОН звітують про героїчну вступну кампанію у наші виші. Не берусь аналізувати так звану супернову програму розподілу місць, яка без вузів («автономія» як не як, по закону) комп’ютерно направляє на бюджетні місця львів’ян у Херсон, а миколаївців у Тернопіль, які потім з міркувань економії змушені вибирати менш престижні місцеві вузи за контрактом...

Хочу сказати більше про державні пріоритети щодо майбутніх фахівців. Отож, на першому місці філологія (108184 студенти), на другому – юристи (105347); далі – менеджери (70785), комп’ютерні та інформаційні технології (64811). І це – 60% від усіх місць. Таким чином, держава (точніше, МОН) визначила за пріоритет викладачів та перекладачів іноземних мов, юристів, менеджерів та комп’ютерників.

У мене питання: то уряд таки відмовився формувати власну національну економіку й фактично вже узаконив себе як «уряд зовнішнього управління»? Тоді стає зрозумілим, навіщо потрібні перекладачі (для іноземців, які керуватимуть країною) і комп’ютерники (які масово поповнюють західний ринок праці). Виходить, що фахівці у сферу реальної економіки уряду не потрібні».

Любопытно, что заставляет Минобразования убеждать всех и вся в великой значимости именно такого, компьютеризированного – без хоть какого-то участия и абитуриентов, и вуза, – подхода к распределению студентов в угоду совершенно иным, разрушающим отечественную систему высшего образования, интересам? Некомпетентность? Нежелание признавать собственные ошибки? Или ответ лежит в сфере компетентности СБУ и НАБУ?

Вторым вопросом, обсуждавшимся на совете ректоров, было письмо Министерства финансов с рекомендациями Министерству образования и науки по части экономии средств при формировании бюджета следующего года.

Им, в частности, рекомендовано сократить расходы на стипендии, гарантировав их только учащимся и студентам из числа детей-сирот, детей-инвалидов I-III группы, детей, лишенных родительской опеки, и детей из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям». То есть государство не намерено поддерживать тех, кто, стремясь получить качественное образование, призван гарантировать его развитие в будущем. Не сложно представить, что многие студенты, оставшись без стипендии (а на нее рассчитывают многие), будут вынуждены в скором времени оставить учебу, дабы искать источники к существованию.

Также предполагается передать из государственного в местные бюджеты финансирование вузов I-II уровня аккредитации, готовящих специалистов в сфере культуры и искусства, медицины и фармации, а также оплату коммунальных услуг и энергоносителей, потребляемых общеобразовательными учебными заведениями. Иными словами, регионам придется выбирать, сколько учебных заведений они смогут содержать, а какие придется закрывать. В особо тяжелых условиях окажутся учебные заведения, находящиеся в районах области. Их закрытие из-за отсутствия средств в местных бюджетах может привести к непоправимым негативным последствиям для развития регионов – отток молодежи в поисках возможностей получить образование и достойную работу вырастет в разы.

Министерство предполагает сделать полностью платным (за счет средств физических и юридических лиц) и получение студентами образовательной квалификации магистра. То есть студенты, которые поступили на бюджет в прошлом и нынешнем годах, магистерскую степень вынуждены будут получать уже на коммерческой основе. Это, безусловно, является серьезным нарушением прав студентов. Но министерство это, похоже, вовсе не беспокоит.

Автор: Світлана Комісаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту