Девяносто лет Лузановской линии
Мало кому известно, что трамваи в Лузановку, которую сегодня знают в основном как единственный городской пляж, к которому не надо спускаться по лестницам, так как он находится в низинной части Одессы, первый трамвай отправился 90 лет назад.
Тогда это был район дач, небольших частных строений, а не густонаселенный жилой массив.
Бельгийское общество конно-железной дороги, занимавшееся развитием транспортной сети в городе, не собиралось тратиться на строительство в этом районе трамвайной линии. Но жизнь распорядилась иначе. Люди, особенно летом, полюбили проводить время недалеко от моря. И все большее количество отдыхающих старалось добраться в Лузановку. Тогда и было принято решение построить туда ветку из уцелевших частей недостроенных бельгийцами (прекратились поставки запчастей из Германии) и частично разобранных жителями на дрова линий из других районов Одессы. В частности, той, что шла вдоль Балтской дороги. Растущие там высокие камыши способствовали тому, что шпалы быстро и бесследно исчезали в домах живущих неподалеку людей, превращаясь в очень хорошее печное топливо.
Многие годы Лузановская линия была своеобразным символом промышленной Пересыпи. На заводы ЗОР, «Красная гвардия», сахарный, резино-технических изделий, агаровый, кожзаменителей, «Продмаш», кабельный, «Центролит», на мясокомбинат и птицефабрику большинство работников добирались именно трамваями. В часы пик (утром и вечером) они перевозили огромное количество постоянных пассажиров. Люди ехали целыми бригадами, цехами, сменами. Поэтому только на Лузановской линии в Одессе работали строенные вагоны.
Сегодня об этом периоде в истории напоминают лишь названия некоторых остановок, поскольку многих из перечисленных предприятий уже не существует.
Но на смену промышленному периоду пришел не менее важный, который я бы назвала периодом транспортного обслуживания самого крупного спального района Одессы. Он продолжается и сегодня.
По разным оценкам, жилмассив Котовского – это порядка 350 – 400 тысяч населения. И работающая, студенческая, учащаяся его части, если случаются аварии на автомобильной дороге, могут рассчитывать выбраться в центр и другие районы Одессы только на трамвайчике – по Лузановской линии, которая в современном своем виде соединяет Пересыпский мост и улицу Паустовского, а также территорию бывшего завода «Центролит». Потому значимость ее как связующего звена между разными частями миллионного города – архиважная. Это, наверное, и можно считать главным итогом 90-летнего развития трамвайного движения на Лузановской линии.
Из века прошлого в нынешний
Пятьдесят лет назад для Одессы закупили первую партию чешских трамваев «Татра». Эти красные вагончики выглядели диковинно элегантными на фоне своих предшественников. Да и бегали побыстрее отечественных.
Сначала они начали осваивать дорогу на 16-ю станцию Большого Фонтана, на образцово-показательном 18-м маршруте. А потом, поскольку город стремительно прирастал окраинами, стали завоевывать все новые и новые линии.
Надо сказать, что относились к ним одесситы не только как к виду транспорта. Приход трамвайной ветки означал начало совершенно нового этапа в развитии микрорайона, что отмечалось празднованиями и гуляниями. Жизнь как-то сразу ускорялась, люди начинали чувствовать себя городскими жителями. Трамвай становился для них одним из важных символов урбанистической цивилизации.
Уже давно нет завода ЧКД «Прага», делавшего вагоны, которые, вопреки всем испытаниям, до сих пор курсируют по улицам Одессы. А из той самой-самой первой партии уцелели аж два. Правда, служат они не для перевозки пассажиров, а для технического обеспечения бесперебойной работы других вагонов и контактной сети.
Директор музея КП «Одесгорэлектротранс» Александр Сандлер убежден, что секрет их потрясающей долговечности заключается в очень высоком качестве работы специалистов предприятия ЧКД «Прага». Для них было важно все, до мельчайших деталей.
За 50 лет «татры» в Одессе, вместе со своими пассажирами, водителями и кондукторами, прошли через многое. Упрямо пробирались по залитым водой линиям во время сильных ливней. Замирали до утра в разных точках маршрута, застигнутые метелями и морозами. Иногда вынужденно капитулировали перед внаглую припаркованными прямо на трамвайной линии внедорожниками. Меняли облик и внутреннее содержание на энергосберегающее, становились подвижными рекламными конструкциями. Насколько продлится их современная история, во многом зависит от каждого из нас. От нашего понимания важности и значимости их работы для жизнеобеспечения города. От нашего уважительного отношения к нелегкому труду людей, усилиями которых «татры» и выходят на маршруты.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.008Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |