Комплекс инфекционной больницы, основанной в начале XIX века на нынешней улице Пастера по инициативе герцога Ришелье, является старейшим учреждением Одессы и одним из первых каменных зданий в городе. Впрочем, этот комплекс, в силу того же почтеннейшего возраста, является и одним из самых проблемных в городе. Благодаря позиции городского головы вопрос реконструкции больницы был сдвинут с мертвой точки, а тысячи одесситов теперь получают лечение согласно всем европейским стандартам.
ДВЕСТИ ЛЕТ БОРЬБЫ
С БОЛЕЗНЯМИ
Двухэтажное здание больницы, выполненное в стиле классицизма, построил в первые годы существования города — в 1802-1806 годах французский архитектор-эмигрант Жан Тома де Томон. В 1821-м к этому зданию пристроили два полукруглых полуциркульных крыла, спроектированных итальянцем Джованни Фраполли.
Здесь в 1850-е годы работали всемирно известные врачи Николай Пирогов и Николай Склифосовский.
Вообще, Циркульный корпус, часть которого обрушилась от ветхости в феврале 2013 года, изначально был карантинной больницей Одесского порта. В правом крыле располагалась церковь, где отпевали покойных.
Говорить о состоянии этого здания — все равно что сыпать соль на раны. В старом корпусе используется только центральная часть и левое крыло, а правое стоит в руинах. Сама больница, если верить документам, подвергалась реставрации три полноценных раза: в XIX — начале XX веков, косметическому ремонту — в сталинское время, и последний раз работы были начаты в середине уже 2000-х годов.
Правда, была еще полупопытка в первые годы независимости. Тогда руководителем города (совсем недолго) был Леонид Чернега. Был подготовлен проект, работа закипела, начали делать новую канализацию, вывезли тонны мусора, но… сразу после этого случилось первое пришествие Эдуарда Гурвица. При нем финансирование и закончилось.
ЕДИНСТВЕННАЯ
В ОБЛАСТИ
Еще следует сказать, что на сегодняшний момент коммунальное учреждение «Город-ская клиническая инфекционная больница» — единственное лечебное учреждение, которое оказывает стационарную помощь инфекционным больным города Одессы и Одесской области. То есть одна-единственная больница обслуживает весь Одесский регион. Между тем еще до прошлого года больница могла располагать лишь 460 койками — 240 взрослыми и 220 детскими. (На самом же деле мест еще меньше, так как в случае заболевания малолетнего ребенка с ним почти всегда ложится его мать — ведь одного его не оставишь. Так что больной один, а койки заняты две.)
Более того, если по нормативам в инфекционном стацио-наре в соответствии с требованиями санитарно-эпидемио-логического режима больные должны размещаться в одно-, двухместных палатах, то фактически там находятся по восемь, а то и десять пациентов.
В среднем за год больница принимает около 20 тысяч пациентов. Важно отметить — прием больных в городской инфекционной больнице ведется круглосуточно.
Еще пятнадцать лет назад, в эпоху Кучмы, вопрос «воск-решения» больницы поднимался много раз. Планировалось, что большая часть работ будет финансироваться из государственного бюджета — инфекционная больница как-никак является памятником архитектуры национального значения. Впрочем, вплоть до конца двухтысячных годов государственное финансирование проекта реконструкции, заложенное во всеукраинскую программу строительства современных больниц еще в 2003 году и оцененное тогда в 15,2 миллиона гривень, фактически не осуществлялось. Как известно, скупой платит дважды, а потом и трижды, и в 2010 году тогдашний премьер Николай Азаров с барского плеча распорядился в течение пяти лет выделить из госбюджета 664 млн. гривень — именно в такую сумму, по самым скромным подсчетам, должно было вылиться строительство и реконструкция. В итоге, к 2015 году одесситы должны были увидеть (но дай бог туда не попадать) современную, европейского уровня и красоты больницу.
Однако в конце 2011 года по неведомым причинам кран финансирования был перекрыт и работы были заморожены.
Что-то, впрочем, сделать успели. Например, завершить реставрацию одного из подразделений больницы — бактериологической лаборатории, удалось отстроить котельную, прачечную и часть боксов.
Затем привели в порядок очистные сооружения, которые были в довольно плачевном состоянии, угрожая экологической безопасности города. Систему отстойников инфекционной больницы изначально спроектировали и построили в 1973 году с существенными недостатками. Она быстро заиливалась и забивалась, а в период осенних ливней часть содержимого выплескивалась и по склону стекала в море. С другой стороны, обеззараживание при помощи хлорной извести производилось «на глазок» санитаркой, что зачастую приводило к переизбытку хлорного концентрата. От хлорки умирали природные фильтры — морские животные и микроорганизмы прибрежной зоны Одесского залива.
И все-таки полтора года реконструкции не пропали даром. Нереализованным пока остался проект повышения этажности больницы без собственно возведения новых этажей. Это планировалось сделать за счет снижения высоты потолков здания, ведь сейчас их высота совсем нефункциональна — более 8 метров.
НОВЫЕ КОРПУСА
В конце 2014 года, после того как у руля города стала новая команда, мэр Геннадий Труханов приложил все усилия, чтобы решить насущный для города вопрос и сдвинуть дело с мертвой точки.
Как выяснилось в ходе инспекции, те объекты, что были построены и реконструированы в 2010-2011 годах, оставались буквально в одном шаге от ввода в эксплуатацию. Степень их готовности достигала 90 процентов, хотя там даже успели провести отделочные работы.
«Одесса — портовый город, где существуют риски проникновения извне особо опасных инфекций. Городская инфекционная больница является форпостом в недопущении распространения опасных заболеваний, поэтому от ее состояния зависит эпидемиологическое благополучие всех жителей Одессы, а также Одесской области», — отметил Геннадий Труханов.
И действительно — менее чем за год в больнице было сделано едва ли не больше, чем за последние 10 лет. Город нашел деньги в размере 20 млн. гривен на достройку корпусов (более полутора миллио-нов долларов по тогдашнему валютному курсу), и уже в середине октября 2015 года новые боксированные корпуса Одесской инфекционной больницы были торжественно сданы в эксплуатацию. Отметим, что открывал их лично президент страны Петр Порошенко.
Боксированный блок предназначен для лечения капельных и особо опасных инфекций. Построенный с «нуля» и расположенный отдельно комплекс из двадцати изолированных боксов оборудован по последнему слову медицин-ской техники. Каждый из боксов снабжен системой принудительной вентиляции, что, во-первых, существенно повышает безопасность лечения и улучшает защиту самих медиков от заражения, а во-вторых, предохраняет больных от перекрестного инфицирования. Для оснащения новых корпусов за счет средств городского бюджета Одессы закуплено современное диагностическое и лечебное оборудование ведущих мировых производителей, которое теперь позволяет оказывать медицинскую помощь пациентам из Одессы и Одесской области на самом современном европейском уровне.
Большая нагрузка была в больнице в начале текущего 2016 года, когда по области пронеслась эпидемия свиного гриппа. Несмотря на десятки смертей, вызванных тем, что пациенты зачастую обращались в больницу уже в послед-ний день, когда болезнь была необратимой, медикам удалось спасти жизни сотням одесситов и остановить распространение эпидемии.
Лучшие специалисты одесской инфекционной больницы были вызваны на борьбу с массовой кишечной инфекцией в Измаиле, вспышка которой произошла два месяца назад из-за попадания в водопроводную воду фекальных масс.
СЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП
С другой стороны, наибольшую тревогу у медперсонала вызывает главный, Циркульный корпус больницы, половина которого уже развалилась, но вторая, как ни странно, еще функционирует и в которой каждый день, выходя на рабочее место, медики реально рискуют своей жизнью. Сейчас разрушенная часть лишь отгорожена высоким забором, но работы по спасению не только учреждения, но и памятника архитектуры не ведутся.
Конечно, так долго продолжаться не могло, поэтому Геннадий Труханов потребовал пересмотреть проект реконструкции.
«Когда начинали строить новые корпуса, никто из организаторов не посоветовался с медперсоналом. И очень плохо, что оставлены без внимания наиболее нуждающиеся в реконструкции Циркульный и Валиховский корпуса», — отметил он.
В свою очередь, как уточнил глава городского департамента здравоохранения Игорь Шпак, «в этом году мы планируем начать капитальный ремонт пищеблока и строительство нового корпуса на 250 коек. После того как будет построен новый корпус, мы сможем вывести пациентов из старого Валиховского корпуса в новый, а в прежнем проведем капитальный ремонт и полную его реконструкцию».
С ремонтом же Циркульного корпуса дела обстоят гораздо сложнее. На его реставрацию нужны огромные средства, которых у Одессы нет даже при сегодняшней финансовой самостоятельности.
Поэтому мэр решил ходатайствовать перед Кабинетом министров Украины о выделении средств, необходимых для восстановления исторических зданий больницы.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |