![]() |
|
![]() |
![]() |
Летний зной потихоньку отступает, напоминая о неизбежном приближении осени. А там и начало отопительного сезона не за горами. С повышением тарифов на газ, другие коммунальные услуги все больше людей проявляют интерес к альтернативным источникам отопления и установке приборов учета. Сфера эта для большей части населения совершенно новая. Поделиться своими соображениями по этому поводу мы попросили главного инженера КП «Теплоснабжение города Одессы» Александра Михайлова.
– Александр Викторович, на протяжении последних лет постоянно обсуждается вопрос перевода действующих котельных на альтернативные виды топлива. Насколько он актуален для Одессы?
– Чтобы предметно говорить о том, сколько котельных надо или не надо переводить на альтернативное топливо, сначала предстоит ответить на ряд вопросов.
Например, кто является поставщиком данного топлива, сможет ли он гарантировать необходимый для миллионного города объем поставки в течение отопительного сезона, будет ли предлагаемое им топливо соответствовать определенным стандартам качества.
С учетом климатических условий и уровня развития данной отрасли в регионе приходится признать: поставщиков, отвечающих этим двум требованиям, у нас нет.
Далее, есть еще один весьма непростой вопрос. Он связан с логистикой – как доставлять альтернативное топливо в Одессу. Здесь возникает ряд моментов, которые требуют решений как на уровне города, так и на уровне области.
– Не меньше, чем о котельных на альтернативном топливе, пишут и о тепловых насосах, когенерационных установках, солнечных батареях. Насколько они могут быть конкурентными на рынке теплоснабжения города, в частности для многоквартирных зданий?
– Все эти альтернативные технологии требуют больших капитальных затрат для внедрения в высотках, а следовательно, у них длительный срок окупаемости – более восьми лет. Экономически это нерентабельно.
Кроме того, никто не задумывается о том, что установка альтернативного источника получения тепла не происходит сама по себе. Нужно менять концепцию теплоснабжения, включая сети, внутридомовые разводки, утеплять здания, повышать их энергоэффективность. Только в этом случае переход на альтернативный источник получения тепла имеет какой-то смысл.
Приведу пример. У пятиэтажного дома потребляемая нагрузка в отопительный сезон составляет где-то 250 кВт. Поставить на 250 кВт тепловой насос будет стоить огромных денег. А если сначала провести мероприятия по термомодернизации и энергоэффективности, потребление снизится до 70 – 100 кВт. И капитальных затрат на тепловой насос понадобится гораздо меньше.
– А как идет процесс установки внутридомовых счетчиков тепла?
– Медленнее, чем хотелось бы. Установка теплосчетчика в домах коммунальной собственности может быть выполнена за счет средств городского бюджета либо нашего предприятия.
Город, понимая, в каком сложном положении оказалось большинство жителей Одессы после повышения тарифов, изыскивает возможности выделения дополнительных средств на установку внутридомовых теплосчетчиков, но их недостаточно.
Как я уже говорил, возможности нашего предприятия направить средства на установку приборов учета сегодня сведены практически к минимуму: в среднем за весь прошлый отопительный сезон мы получили всего десять процентов от суммы средств, поступивших в качестве платежей за услуги по теплоснабжению. Население же должно нам 242 миллиона гривень.
– Официальный сайт города постоянно предупреждает об участившихся попытках мошенников взять на себя услугу по установке теплосчетчика…
– Да, таких случаев немало. Я всегда говорю: прежде чем доверять кому-то работу по установке теплосчетчика, внимательно проверьте документы, наведите справки о фирме, позвоните в наше предприятие или в тепловые сети, поинтересуйтесь отзывами тех, кто уже работал с данной фирмой. В противном случае прибор учета, установленный неквалифицированными людьми или неправильно, с нарушением требований, обеспечит не желаемую экономию средств по оплате за тепло, а дополнительные расходы средств и нервов.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |