ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Нам «договорняки» не нужны
31.08.2016 / Газета: Окна / № 16(489) / Тираж: 5002

Ущербная экономика

Так заявляют рабочие Одесского припортового завода (ОПЗ), недовольные как самой продажей предприятия, так и тем, что в процессе подготовки к приватизации происходит резкое снижение требований к инвестору в сравнении с предыдущим конкурсом, и у людей создается впечатление, что чиновники действуют под диктовку заранее определенного инвестора.

«Завод остановила коррупция»

–Очередным коррупционным действием считаем и остановку ОПЗ в ночь с 10 на 11 августа, – говорит инженер Александр Захаров. – Произошло это потому, что ПАО «Укртрансгаз» резко уменьшило подачу природного газа. Вот и понадобилось срочно остановить все агрегаты, прекратить выпуск продукции, чтобы предупредить возникновение аварийной ситуации на пожаровзрывоопасном предприятии, каковым является ОПЗ. А 12 августа на предприятии вышел приказ-постановление о временных мерах по обеспечению деятельности завода в условиях вынужденной остановки. Было решено, что с 15 августа коллектив переходит на трехдневную рабочую неделю. Сокращен состав сменных работников, а сотрудники, не задействованные в сменах, переходят на дневной режим работы по сокращенному графику. Работники в данный период имеют право брать отпуск за свой счет, премии сотрудникам временно выплачиваться не будут, доплаты совместителям сокращают до 15 процентов.

Похоже, что эта ситуация вынудила чиновников Фонда госимущества действовать оперативно. Они сразу же заявили, что в ближайшие дни ОПЗ возобновит работу. Скандальная ситуация была обсуждена на двух заседаниях фонда. Было принято решение заключить договор с НАК «Наф­тогаз України» на поставку ОПЗ в августе до 45 миллионов кубометров природного газа. Также решено реструктуризировать долг ОПЗ в 360 миллионов гривен перед «Укргазбанком» и отсрочить погашение кредита на конец года.

– Странно, что в таких условиях, пос­ле провала июльских торгов, ФГИ снова собирается, предположительно, в октябре выставлять предприятие на продажу, – удивляется экономист Николай Панченко. – Причем чиновники не только намереваются улучшить для бизнесменов условия приватизации, но и уменьшить почти на треть стартовую цену предприятия. А она ведь и так невысока и была определена на уровне 13,175 миллиарда гривен, что составляет около 520 миллионов долларов. Кажется, совсем недавно экс-премьер Яценюк обещал продать ОПЗ за миллиард долларов. А сейчас стартовая цена снизилась почти вдвое. И уже раздаются твердые голоса, что больше 300 миллионов долларов за предприятие никто не даст.

Приватизация за… приятные воспоминания

Николай Андреевич начинает отнимать от этих 300 миллионов долг ОПЗ компании Дмитрия Фирташа, превыша­ющий с пеней и процентными начислениями 250 миллионов долларов, отнимает другие долги, и получается, что мы расстаемся со стратегическим предприятием за одно лишь воспоминание о том, что завод, оставаясь в собственности государства, мог самостоятельно рассчитываться с долгами и приносить прибыль в реги­ональный и центральный бюджеты.

В 2005 году Одесский припортовый завод был акционирован. В 2007-м 0,43 процента ценных бумаг купили на льготных условиях его сотрудники. Остальные акции принадлежат государству. И заводчан волнует, что на предприятии уже несколько лет подряд создаются условия, ухудшающие финансовое положение коллектива. Рабочие считают, что делается это для того, чтобы сделать продажу завода неотвратимой. Так, по итогам первого полугодия 2016 года завод получил чистый убыток в 243,9 миллиона гривен, тогда как этот период прошлого года предприятие закончило с чистой прибылью в 152 миллиона гривен.

– Возмущает, что чиновники ФГИ спокойно наблюдали за тем, как ОПЗ втягивало в долговую яму сотрудничество с компаниями Фирташа в 2012-2013 годах, – продолжает Николай Панченко. – Одна из них была эксклюзивным поставщиком природного газа, другая – эксклюзивным продавцом выпускаемого предприятием карбамида и аммиака. Причем иногда наценка на газ для завода относительно закупочной цены составляла около

200 долларов на тысячу кубометров. Другая компания получала на тонну химикатов почти 30 долларов скидки по отношению к рыночной цене. Получается, что ловкий бизнесмен дважды зарабатывал на заводе, который сейчас оказался ему должен более 250 миллионов долларов.

– Нас не радует заявление главы Фонда госимущества Игоря Билоуса о том, что условия приватизации ОПЗ очень либеральные для инвестора в сравнении с предыдущими конкурсами, – заявляет Александр Захаров. – Наши чиновники явно заигрались в либерализм. В условиях продажи пропущены очень важные для рабочего коллектива обязательства инвестора, а некоторые упомянуты лишь для проформы. Разве можно соглашаться с тем, что инвестпрограмму и бизнес-план будущий собственник начнет разрабатывать после приватизации?

Либерализм – в поддержку олигархов

Александр Матвеевич подчеркивает: нельзя отдавать такие важные вопросы на усмотрение покупателя. Лишенный конкретики «либерализм» позволяет ему быстро и без особых затрат увеличивать уставный капитал. Почти сразу после приватизации появляется возможность реализовывать имущество, стоимость которого не превышает 10 процентов сто­имости активов. Очень возмущает рабочих и то обстоятельство, что рост заработной платы в коллективе предприятия до сопоставимого с конкурентами уровня заменили индексацией на уровень инфляции, что сокращен до полугода с десяти лет запрет на существенное сокращение штата. Ведь на предприятии занято более четырех тысяч жителей города Южный.

Южненцы уверены, что подобные «либеральные» льготы заставляют серьезных инвесторов внимательнее вчитываться в условия продажи завода. И бизнесмены видят, что факт отсутствия монополии по производству минудобрений в условиях отмечен, а вот наличие ее при перевалке почему-то опущено. Нет упоминания и об обязательстве согласовывать тарифы на перевалку с госорганами Украины. А ведь злоупотребление монопольным положением грозит собственнику большими штрафами. В свою очередь, неурегулированный до приватизации монопольный статус ОПЗ на рынке перевалки аммиака противоречит Закону «О защите экономической конкуренции». В результате будущий собственник может столкнуться с многомилионными штрафами и угрозой отмены результатов конкурса.

Рабочих не устраивает, что при разработке и утверждении условий приватизации припортового завода полностью проигнорировано мнение общественности и не проведены общественные слушания, как того требует Закон «О приватизации госимущества». Не состоялось общественное обсуждение, предусмотренное законодательством о регуляторной политике, и решение Кабинета министров по этому поводу.

– Очень странно слышать из уст высопоставленных чиновников сентенцию, мол, приватизация – это единственный путь к очищению предприятия от сомнительных схем и подставных контрагентов, – подчеркивает Николай Панченко. – Считаю: все рассуждения о том, что государство не может быть эффективным менеджером, попахивают лукавством. Почему же не поручить управлять заводом опытному специалисту и честному человеку, который не поддастся на махинации чиновников-коррупционеров? Нельзя до­пускать, чтобы олигархические группы, сливаясь с властью, управляли ею как собственными бизнес-империями.

Одесская область.

Автор: Владимир КРЕЩУК


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.008
Перейти на повну версію сайту