ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Поговори со мною, зритель!
03.09.2016 / Газета: Одесские известия / № 69(4892) / Тираж: 18937

Собиралась я в этот театр долго. А когда наконец пришла, то попала на «Странный спектакль», который состоял из двух вечеров. И автор оказался странным. И театр необычным. И режиссура оригинальная…

Странный автор – это Дэвид Айвз, американский драматург. У нас его известность была связана главным образом с успехом на Каннском фестивале камерного комедийного фильма Романа Поланского «Венера в мехах».

Одноактные пьесы Дэвида Айвза настолько популярны в Америке, что начиная с конца восьмидесятых годов ежегодно демонстрировались на фестивале «Manhattan Punch Line», а две из них – «Простым английским языком» и «Филипп Гласс идет за хлебом» – стали неотъемлемой частью программы фестиваля.

Самые известные из работ этого автора – «Слова, слова, слова…», «Вариации на смерть Троцкого», «Время летит», «Филадельфия», «Еще бы», «Особенный парень» – и стали материалом для «Странного спектакля». Вечер первый объединил три пьесы под общей концепцией «Не все зависит от тебя», а пьесы вечера второго, напротив, подпадали под идею «Все зависит от тебя». Жанр этих одноактовок определен как басни без морали. Их сюжет условен. Их прочтение неоднозначно. Сами тексты, как утверждают переводившие, в силу многозначности английских слов, можно изложить по-разному. Они «метафизичны». Но именно из этой метафизики, предполагающей исследование первоначальной природы реальности, мира и бытия, проистекает столько смыслов и столько ассоциаций! Создается ощущение многомерности ситуаций, многовариантности их развития, а отсюда и возможности для актеров проиграть сюжет неоднократно, с разными интонациями, оттенками – даже диаметрально противоположными. Это увлекает и актеров, и зрителей. Таким текстам, я думаю, должна соответствовать и режиссура.

Режиссерская работа Алек­сандра Они­щенко показалась мне похожей на акварель. В ней нет четких контуров, ограничивающих пределы действия. В ней есть некая размытость, создающая объем и для играющих, и для сопереживающих. Не только за счет малого формата зала, близкого присутствия актеров и зрителей, но и благодаря именно этому «акварельному объему» происходит труднообъяснимое сорастворение зала и сцены. Для себя я назвала это объемом вибрации мысли. Да еще экран в глубине сцены, подвижные изображения на котором расширяют объем за пределы реального пространства. Странные тексты Дэвида Айвза прочитаны и интерпретированы режиссером так своеобразно, что в нашем контексте они обрастают новыми ассоциациями, отсылающими к очень узнаваемым реалиям. И, конечно же, многое происходит благодаря актерам! Два вечера подряд (в зале я видела и тех, кто был здесь вчера) мы общались с тремя актерами – Еленой Юзвак, Александром Бойко, Денисом Фалютой. Понятно, что действующих лиц на сцене было больше.

Информированный читатель наверняка догадался, что речь идет об одесском «Театре на чайной», в спектаклях которого задействованы актеры из разных коллективов. В нашем сюжете Елена Юзвак – ТЮЗовка, Александр Бойко – местный, из «чайников», Дениса Фалюту зрители знают по театру оперетты (мне из его работ очень нравится Мотл в спектакле «Скрипач на крыше»).

В этой творческой лаборатории – за пределами репертуарного театра – актеры пробуют себя в альтернативном материале, объеме. И в режиссуре – как Олег Шевчук из ТЮЗа. Театр без позолоты и бархата дает возможность искать и создавать иные бриллианты. Свои. И, похоже, им это удается.

Мои коллеги, пишущие о театре, возникновение такой вот творческой среды объясняют вызовом официальному «театру рутины», или даже бегством из «репертуарных застенков». Думаю, что это скорее поиск, желание найти в себе новые возможности, попробовать свои силы в необычном драматургическом материале. А режиссер, организатор и директор театральной лаборатории «На чайной» Александр Онищенко такую возможность не только дает, но и сам активно участвует в поисках нового.

Спектакль в этих стенах (отремонтированных, оборудованных, оснащенных своими же силами, о чем уже достаточно написано) традиционно заканчивается приглашением на чай, за которым происходит обсуждение увиденного: творческие люди сверяют созвучие своего и зрительского камертонов. Из этого диалога тоже что-то рождается. К примеру, второй день «Странного спектакля», где речь о том, что многое зависит от нас, появился в значительной степени благодаря желанию зрителей продолжить общение со странным автором Дэвидом Айвзом и его метафизическими текстами.

Сейчас у «Театра на чайной» каникулы. Сезон был напряженным: ведь спектакли здесь идут практически ежедневно. Но 15 сентября зритель снова вернется в здание на улице Карантинной, 21/1, где прежде были производственные помещения чаеразвесочной фабрики. В большом зале на втором этаже (в бывшей заводской столовой) мы встретимся с «Маленьким Донни, победившим мрак».

И это, вероятно, будет другой объем и другое решение…

Автор: Зінаїда Мельник


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту