ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Региональный туризм и евроинтеграция
06.09.2016 / Газета: Одесские известия / № 70(4893) / Тираж: 18937

Одним из направлений эффективного продвижения туристического продукта в нашем регионе является выполнение совместных международных проектов. С 2014 года практическим примером реализации международных программ на региональном уровне является проект «Tourism Paths of the Black Sea Region» (BSB-TOUR).

В проекте принимают участие семь стран Черноморского региона. Главным партнером является Греция, партнерами по реализации – Турция, Грузия, Армения, Молдова, Болгария и Украина. В общем контексте данного проекта Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины определил свои задачи по разработке информационно-аналитической платформы активизации развития туризма в регионе Черного моря для улучшения международного взаимодействия. В число задач входит оценка состояния сферы туризма и развития туристических продуктов, решение вопросов развития туристической деятельности, определение общих природных и культурных ценностей для стран Черноморского бассейна, поиск новых и продвижение традиционных видов туризма и турпродуктов в регионе.

Одесская область имеет богатый туристическо-рекреационный потенциал, основанный на разнообразных природных ресурсах, которые обеспечивают отдых, оздоровление, лечение соотечественников и иностранцев.

Природно-ресурсный потенциал области можно охарактеризовать как полифункциональную экосистему, способную обеспечивать выполнение нескольких функций, которые могут стать основой для развития различных видов туристическо-рекреационной деятельности, а также сопутствующих ей видов хозяйствования, в частности таких, как транспорт, торговля, промышленность, агропромышленность, сельское хозяйство. В то же время сохранение и развитие уникальных природно-рекреационных ресурсов должно не только стать неотъемлемой частью туристическо-рекреационной деятельности, но и влиять на функционирование производственного и коммуникационного потенциала региона.

Анализ областных и одесских городских программ социально-экономического развития в части обеспечения функционирования туристическо-рекреационной сферы и соответствующих целевых прог­рамм показал, что региональные органы управления концентрируют финансовые ресурсы и формируют мероприятия, направленные на выполнение организационных и информационно-коммуникационных функций развития туристической сферы. Однако не уделяется достаточного внимания развитию, охране и использованию природных рекреационных ресурсов. Не проводятся мероприятия по проведению регистрации, ведения реестра, учета и мониторинга природных рекреационных ресурсов, зонированию рекреационных земель.

При формировании региональных программ целесообразно планировать следующие мероприятия:

- выполнение проектно-изыскательских работ по выявлению перспективных туристическо-рекреационных ресурсов, территорий и объектов природно-заповедного фонда, пляжей, лиманов, бальнеологических ресурсов, агроландшафтов, лесных угодий и т.д.;

- упорядочение сети рекреационных учреждений, обеспечение развития материально-технической базы наиболее перспективных видов туризма;

- повышение благоустройства рекреационных и заповедных территорий, сопутствующих инфраструктурных объектов (автодорог и т.п.);

- разработку новых туристических маршрутов.

В программах развития туристическо-рекреационной сферы основные капиталоемкие мероприятия по производству рекреационного продукта или услуги выполняются за счет частного капитала. Поэтому перед административными органами управления стоит задача по привлечению частных инвесторов, их экономическому стимулированию с учетом рационального природопользования и соблюдения экологических условий передачи природного рекреационного ресурса в аренду или изменения формы и прав собственности.

Именно поэтому нами предлагается при формировании региональных программ развития рекреационно-туристической деятельности закладывать выполнение таких мероприятий, которые обеспечат преференции инвесторам и производителям туристического продукта, создадут на данной территории дополнительные рабочие места, добавленную стоимость и внесут весомый вклад в рост валового регионального продукта. При этом обязательным условием предоставления преференций должна стать экологическая результативность использования, охраны и воспроизводства природных рекреационных ресурсов.

Управление туристической сферой национальной экономики должно включать целенаправленное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и на эффективность использования ими рекреационно-туристических природных ресурсов.

С переходом национальной экономики к многообразию форм собственности на объекты туристическо-рекреационной сферы расширились возможности повышения качества обслуживания, его конкурентоспособности и соответствия международным стандартам. Но при этом отметим ряд недостатков, которые необходимо преодолеть для эффективного развития этой сферы, в частности:

- отсутствие единой информационной базы, обеспечивающей взаимодействие региональных туристических агентств, ассоциаций, центров и т.д.;

- недостаточное формирование туристических брендов государства и имиджа страны на мировом туристическом рынке;

- низкий уровень развития туристическо-рекреационной инфраструктуры и неудовлетворительное ее состояние;

- несоответствие гостиничной базы и мест размещения туристов мировым стандартам;

- не удовлетворяющее туристические потребности состояние памятников историко-архитектурного наследия;

- недостаточное обеспечение профессиональными кадрами;

- отсутствие туристических кластеров;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы в области туризма.

Исходя из общей цели Стратегии развития туризма и курортов Украины, в первую очередь необходимо акцентировать внимание на системе государственного и регионального управления, а именно:

- на развитии структуры рекреационных потребностей и сегментации туристического рынка («зеленый туризм», бизнес-туризм, семейный туризм, экзотический и т.п.);

- на активизации малого и среднего туристического бизнеса (частные гостиницы, усадьбы, рестораны и т.п.);

- на государственном стимулировании привлечения субъектов туристического предпринимательства к рациональному использованию рекреационных ресурсов (аренда рекреационных территорий на основе соотношения сохранения природных ресурсов с объемом платы за их использование);

- на стимулировании предпринимательских инициатив по сохранению культурно-исторического наследия и формированию рынка туристическо-рекреационных продуктов и услуг.

Создавая соответствующие предпосылки эффективного развития туристическо-рекреационной сферы, необходимо учитывать большие возможности комплексного использования экологических систем.

На сегодня эффективным направлением развития туризма и курортов Украины считаем расширение полномочий местных органов исполнительной власти, в частности расширение управленческих функций туристических администраций по сертификации туристических ресурсов и лицензированию предприятий туристической отрасли. В компетенцию органов местного самоуправления, ответственных за развитие туристического потенциала региона, должны входить:

- перераспределение выделенных средств местного бюджета на нужды развития туризма и курортов;

- рациональное использование финансово-кредитных рычагов управления туристической сферой;

- введение разных форм частно-государственного партнерства для мобилизации туристических ресурсов;

- широкое сотрудничество с независимыми общественными организациями в сфере туризма.

Данные направления целесообразно реализовывать путем включения соответствующих мероприятий в региональные программы социально-экономического и культурного развития.

Согласованная региональная политика в сфере развития туризма находит свое отражение в международных программах и проектах. В частности, основные предложения специалистов Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины по проекту «Tourism Paths of the Black Sea Region» (BSB-TOUR) направлены на:

- формирование стратегии по объединению стран бассейна Черного моря в сфере туристической деятельности;

- получение синергетического эффекта развития туризма в Причерноморском регионе;

- развитие информационной базы и осведомленности в сфере туризма путем проведения конференций, фестивалей, семинаров, создания и расширения коммуникационных сетей.

Таким образом, Одесский регион продолжает обеспечивать развитие туризма в контексте евроинтеграционной стратегии.

Н. ХУМАРОВА, доктор экономических наук;

О. КАРПЕНКО, кандидат экономических наук

Автор: -


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту