ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Земельные торги онлайн: за и против?
06.09.2016 / Газета: Одесские известия / № 70(4893) / Тираж: 18937

Перед началом земельного аукциона в актовом зале ГП «Научно-исследовательский и проектный институт землеустройства» царило непривычное для серьезных официальных мероприятий оживление. Молодые люди делали многочисленные селфи на фоне рекламы Госгеокадастра и Фонда инноваций и развития – неправительственной организации, основанной в 2012 году в Грузии. Главная ее задача, как сказано на официальном сайте, заключается в аккумулировании передовых знаний, идей и проектов для реформирования государственного сектора в странах молодых демократий и переходных экономик. Фонд работает также в Гонконге, финансируется исключительно международными донорами – USAID (Агентство США по международному развитию), DFID (Британский департамент международного развития), UNDP (Программа развития ООН в Украине). В нашей стране появился в 2014 году, а уже в апреле 2016 года, после подписания меморандума с Госгеокадастром Украины, получил право на разработку электронной платформы для проведения в нашей стране земельных торгов в режиме онлайн. При этом на официальном сайте фонда вы не найдете персональной информации о его руководителях и привлекаемых к работе экспертах, о принципах, заложенных в основу проведения электронных аукционов, равно как и никаких конкретных сведений о проделанной работе. Впрочем, об этом чуть позже.

Итак, на земельный аукцион по продаже права аренды в течение семи лет было выставлено 19 участков общей площадью 708,57 гектара и со стартовой ценой 1,319 миллиона гривень. Речь шла о землях запаса государственной формы собственности, передаваемых для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Заявки на аукцион, уплатив регистрационные и гарантийные взносы, подали 29 участников.

Первым разыгрываемым лотом стал участок площадью 29,9542 гектара на территории Чегодаровской сельской рады в Ширяевском районе (за пределами населенного пункта). Размер экспертной денежной оценки составил 770172 гривни, а стартовая цена аукциона – 61620 гривень. В результате продолжительных и упорных торгов участок был отдан в аренду за 230590 гривень, то есть в три с половиной раза дороже заявленной стартовой цены.

Еще более крутая возгонка цен наблюдалась по лотам, находящимся на территории Ширяевской поселковой рады. Так, первый из них, площадью 14,1826 гектара и со стартовой ценой 26420 гривень, был отдан в аренду за 270170 гривень, то есть в десять раз больше первоначальной цены. Второй, площадью 30,8448 гектара и со стартовой ценой 57440 гривень, продали за 400865 гривень.

Правда, во всех трех случаях мое внимание не могло не привлечь поведение одного из участников аукциона: дело в том, что всякий раз он проигрывал на финишном отрезке, совершенно не расстраиваясь из-за этого. Судя по всему, покупать он ничего не собирался. Цель его участия в аукционе заключалась в как можно более высоком подъеме стартовой цены.

Первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк перед началом аукциона особо акцентировал, что продажа права аренды земли посредством аукционов, а не путем заключения обычных договоров аренды, позволит местным радам получить больше средств на развитие своих территорий. А это очень важно в условиях децентрализации.

С одной стороны, это вроде бы так. Но с другой, как жителя области и рядового потребителя, меня интересует: какова же будет стоимость сельскохозяйственной продукции, произведенной на арендованных участках? Ведь суммы, за которые их отдали в аренду, – это размер арендной платы за год, которую предстоит заплатить тому, кто будет вести хозяйство. Если умножить их на семилетний срок аренды, получатся немалые средства. Понятно, что арендатор, которому надо думать о развитии своего предприятия, закупать технику, удобрения, скот, выплачивать заработную плату работникам, не станет доставать эти средства из своего кармана, а заложит их в цену готовой продукции. Потребитель от такой перспективы в выигрыше явно не окажется.

Да и арендатора, победившего по результатам аукциона, а значит, и получившего право распоряжаться землей, местная власть, вполне возможно, первый раз увидит уже после подписания договора аренды. И потому влиять на то, что он намерен с этой землей делать, как-то согласовывать с ним совместные действия в интересах громады, тоже не сможет. Такая система передачи участков в аренду значительно увеличивает расстояние между людьми, живущими на земле, и теми, кто захочет взять ее для ведения сельскохозяйственного производства, по сути, полностью обезличивая сделку.

Проектный менеджер Фонда инноваций и развития Лаша Антадзе сообщил, что в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, позволяющий участвовать в электронных земельных торгах человеку, находящемуся в любой части земного шара.

Если учесть, что уже сегодня статья 137 Земельного кодекса Украины разрешает участвовать в земельных торгах гражданам других государств, юридическим лицам с долей иностранного капитала в уставном фонде, а также иностранным юридическим лицам, несложно предположить, что с массовым переходом торгов на электронную форму проведения количество зарубежных участников резко возрастет.

Кроме того, поскольку тот же Зе­мельный кодекс не предусматривает на торгах приоритетного права покупки (статья 135) представителем местной громады, желающих попользоваться нашими уникальными черноземами найдется немало. Тягаться финансово с ними – довольно сложно.

Присутствие на земельном аукционе оставило после себя весьма странное ощущение.

Так, не ясно, почему разработкой онлайн-системы земельных торгов занимается какая-то общественная организация из Грузии – страны, не явившей миру никакого экономического чуда, да еще и финансируемая исключительно иностранными структурами, которые просто так деньги тратить не будут. Особенно если речь идет о земле – объекте, способном приносить колоссальные доходы. Занимается в Одесской области, обладающей самыми большими площадями пахотных земель, но при этом не имеющей даже департамента агропромышленного комплекса в облгосадминистрации! Аналогичные подразделения есть во Львовской, Черновицкой, Харьковской, Винницкой областях. Там понимают, что данный сектор экономики может стать локомотивом, способным вытащить страну из кризиса. Потому агропромышленный комплекс находится под постоянным контролем областных властей. Даже в Канаде, где живет большая диаспора выходцев из Украины, именно государство разрабатывает перспективные, согласованные программы развития сельского хозяйства целых регионов.

У нас же ничего подобного не наблюдается. Специалисты все чаще бьют тревогу: никто не занимается севооборотами, чтобы защитить земли от истощения, племенным животноводством с применением передовых технологий и достижений науки, грамотной профилактикой и ликвидацией вспышек особо опасных инфекций. В общем, очень похоже, что идет подготовка к тому, чтобы с открытием рынка продажи земли уютнее всего на нем себя чувствовали богатые иностранцы…

Автор: Світлана Комісаренко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту