ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Как выживает «островок» промышленной Пересыпи?
14.09.2016 / Газета: Одесская жизнь / № 37(520) / Тираж: 15200

Сегодня в Одессе осталось не так много предприятий, выпускающих промышленную продукцию и вносящих реальный вклад в экономику региона. Среди тех, кто, несмотря на продолжающийся кризис, остается на плаву, производственное предприятие «Химтяжмонтаж».

Почему стоят механизмы?

Территория предприятия, расположенного на Пересыпи, по сути лишь «островок» некогда обширного промышленного района.

— С каждым годом работать становится все сложнее, — рассказывает директор ПП «Химтяжмонтаж» Борис Касим. — И если еще два-три года назад у нас был какой-то резерв, имелись наработки и какие-то оборотные средства, то сегодня инфляция свела их на нет. Из-за отсутствия заказов вся техника, механизмы и оборудование простаивают, приходят в негодность. На мировом промышленном рынке постоянно появляются новые технологии, но мы пока не в состоянии принять их на вооружение — не те времена.

Отсутствие средств не дает сейчас предприятию возможности повышать работникам зарплату. Если раньше рабочие на предприятии получали по 400-500 долларов (в гривневом эквиваленте), то сейчас из-за обесценивания национальной валюты и инфляции платить людям больше 200 долларов стало невозможно.

— Стоимость наших услуг тоже обесценилась и теперь необходимо время, чтобы опять появились какие-то возможности для повышения зарплат, накопления оборотных средств и развития производства, — говорит Борис Александрович. — Кроме того, круг наших заказчиков по сравнению с тем, который был полтора-два года назад, сегодня сузился, как минимум, вдвое. И рядовые потребители, и предприниматели в нынешних экономических условиях не имеют возможности развивать свой бизнес, закупая нашу продукцию или пользуясь нашими услугами.

Как работали на больших объектах?

За почти пятнадцать лет мастерами с рабочей Пересыпи был выполнен большой объем работ по ремонту и развитию технологической сети, резервуарного парка и насосного оборудования, прежде всего на предприятиях Одессы, занимающихся нефтепереработкой и перегрузкой нефтепродуктов. Сотрудники ПП «Химтяжмонтаж» работали на Одесском НПЗ, ОАО «Эксимнефтепродукт», ООО «Синтез Ойл», в нефтегавани Одесского порта и других крупных предприятиях Одесчины.

Основная часть масштабных работ пришлась на начало 2000-х, когда предприятия нефтегазового комплекса региона активно строились и осуществляли коренную реконструкцию. Но поскольку в последние годы объемы перевалки нефти значительно уменьшились, то оказались невостребованными и услуги специалистов ПП «Химтяжмонтаж». Например, Одесский НПЗ, на котором бригады предприятия работали долгие годы, сейчас вообще остановился.

В середине 2000-х годов бригады ПП «Химтяжмонтаж» успешно работали также на маслоэкстракционных заводах и на интенсивно строившихся элеваторах в Ильичевском и Одесском портах, в порту Южный. Много работ было выполнено, например, на Ильичевском масложиркомбинате, где и сейчас еще продолжает работать одна из бригад, выполняя небольшие заказы в рамках проводимой на комбинате реконструкции.

Откуда долгожданные заказы?

— После затяжного периода застоя нам, наконец, удалось в начале года получить небольшие объемы заказов, — рассказывает Борис Касим.

— В частности, в компании с иностранными инвестициями по переработке тропических масел «Дельта Вилмар СНГ» из города Южный. Там наши специалисты были задействованы в работах по реконструкции и расширению произиодскш Аналогичные работы выполни ются нами и на Ильичевском масложиркомбинате.

Несколько раз «Химтяжмонтаж» участвовал в тендерах по Ивано-Франковскому цементному заводу, но, правда, без особого успеха. В 2016 году предприятие снова участвовало в конкурсе по ремонту оборудования, развитию и расширению производственных мощностей этого предприятия. К сожалению, снова подтвердился факт, что при равных условиях во время проведения тендеров почти всегда отдают предпочтение своим, местным компаниям. Это негласное правило действует даже в том случае, когда цены участника конкурса из другого региона предпочтительней.

— Что касается нашего цеха по выпуску железобетонных изделий, то производственная жизнь там, можно сказать, едва теплится, — рассказывает Борис Александрович. — По заказу одесских портовиков мы делаем лишь ПАГи (плиты аэродромные гладкие. Ред.). Да и то и минимальных объёмах, Это высокопрочное и долю вечное дорожное покрытие, которое можно ремонтировать, переукладывать, устанавливая на новом месте. Эти плиты универсальны и поэтому всегда востребованы. Мы даем на них гарантию пять лет, но служат они намного дольше.

В цехе ЖБИ сейчас есть два бетоносмесительных узла. Они автоматизированы и отвечают современным требованиям. Ежемесячно «Химтяжмонтаж» может вырабатывать до 3 тыс. кубометров товарного бетона и до 1,5 тыс. кубометров железобетонных конструкций. Но поскольку сейчас таких заказов нет, цех выпускает не более одной тысячи кубометров продукции.

Выпуск железобетона — работа сложная, требующая значительных затрат ресурсов, а главное повышенного внимания к качеству выпускаемой продукции. Ведь самая высокая конкуренция сегодня именно на рынке производства бетона и железобетонных конструкций.

— Чтобы добиться высоких стандартов качества, ничего особенного не требуется, — поясняет Борис Касим. — Необходимо только соблюдать все технические требования и нормативы. Мы, собственно, это и делаем. Поэтому выпускаемая нами продукция сегодня полностью соответствует всем принятым стандартам.

Когда появятся заводы?

В последние два десятилетия, после потери Украиной морского транспортного флота и развала предприятий машиностроения, локомотивом региональной экономики стала строительная отрасль. Но хотелось бы, чтобы развивалось и промышленное производство.

— Да, у нас много жилья строят впрок, но сегодня уже около пятидесяти процентов построенного жилья — это нереализованный новострой, пустующие дома. Посмотрите: вблизи красиво разросшегося поселка Котовского с населением в четверть миллиона человек не появилось за многие годы ни одного производственного предприятия и проблема занятости с каждым годом здесь обостряется, — говорит директор «Химтяжмонтажа». — И еще. Одесса всегда считалась всесоюзной здравницей. Но сегодня, чтобы вернуть нашему городу статус города-курорта, необходимо очень много вкладывать в пляжную инфраструктуру, улучшать уровень сервиса. А поскольку этого нет, то надеяться на приток туристов в ближайшие годы не приходится.

— Когда я в 1976 году, получив после окончания Одесского инженерно-строительного института диплом инженера-гидротехника, был направлен настроительство гидроэлектростанции в Киргизию (а позднее, вплоть до 1991 года, работал на строительстве ГРЭС в Таджикистане и Туркмении), то моей голубой мечтой было вернуться домой, — рассказывает Борис Александрович. — В первую очередь из-за того, что условия жизни в Средней Азии были значительно хуже, чем у нас в Украине — от быта до жаркого климата.

Одно радовало — опыт, который я приобрел на тех крупнейших стройках. Кстати, после постройки каждой новой гидроэлектростанции рядом с ней появлялись современные города с населением около 30 тысяч жителей и со всей необходимой инфраструктурой. Было бы неплохо возродить у нас в стране положительный опыт прошлого, чтобы поднять экономику страны и улучшить жизнь людей.

Публикуется на правах рекламы.

Автор: Таквор ОГАНЕСЯН


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту