ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Бюджет по осени считают
29.09.2016 / Газета: Пресс курьер / № 40(1188) / Тираж: 60000

15 сентября, впервые за многие годы, Кабмин внес в парламент проект Госбюджета на 2017 год. Но вряд ли споры вокруг него, согласования статей расходов и сумм, выделяемых из государственной казны, закончатся к началу зимы, а может, как это было в прошлом году, — и к началу нового года.

Мы, простые украинцы, в спорах этих, за редким исключением, не участвуем. И потому, что не можем повлиять на ситуацию, и потому, что не всегда понимаем язык внесенных в проект бюджета цифр, не можем проверить, насколько они честны... Тем не менее, с интересом смотрим ТВ-передачи, слушаем радиодебаты, читаем газетные публикации по теме, сознавая, что принимаемые в верхах решения действительно касаются каждого. Одним они дают надежду на улучшение жизни в родном государстве, у других вызывают тревогу («хоть бы не стало хуже»), а у третьих — и чувство гнева, дескать, опять государственные мужи о собственных карманах пекутся, а проблемы державы за счет обнищавшего народа решают.

Дискутируют же, «колдуют» над главной сметой страны, уточняя цифры, суммы, отрасли, приоритеты... политики, чиновники, эксперты, экономисты. И первая критика, первые заявления и обвинения с парламентской трибуны прозвучали уже в день подачи документа в Верховную Раду. «Мы его не успели еще внести, как его сразу же начали критиковать, даже не читая... Мы все понимаем: есть вопросы профессиональной дискуссии, а есть вопросы политиканства», — с обидой говорил журналистам региональных СМИ Владимир Гройсман в ходе состоявшейся на днях встречи в Кабми-не. Премьер-министр называет проект бюджета на. следующий год «первым честным бюджетом независимой Украины» и подчеркивает: его расходы подкреплены реальными доходами.

Итак, что же обещает стране правительство в году предстоящем?

Доходы бюджета установлены в сумме 706, 269 млрд гривен (против 601 млрд в 2016 году), расходы — 775,265 млрд. Увеличение доходной части бюджета планируется за счет акцизов, налогов и сборов (меняется налоговая база, что предусматривает перекладывание финансового бремени с центрального на местные бюджеты). При этом в обсуждаемом документе заложены 3% роста ВВП (в этом году -1-1,5%) и всего 8,1 % инфляции, во что не верят многие эксперты, полагая, что реальная инфляция в следующем году при растущем курсе доллара будет значительно выше (Минфин закладывает в проект бюджета курс доллара в 27,2 грн).

Как и следовало ожидать, одна из наибольших статей расходов — оборона и безопасность. На военные нужды предусмотрено порядка 129 млрд гривен, что понятно и оправдано в условиях войны на Донбассе. Непонятно другое: как эти деньги тратятся? И почему, выделяя на военные нужды такие огромные суммы, в стране имеет место задержка зарплат военнослужащим и мобилизованным? Почему, по-прежнему, проблемы «обуть, одеть, накормить, согреть и вылечить участников АТО» перекладываются на волонтеров и добросердечных сограждан, спонсирующих как покупку техники, оружия, защитных средств, лекарств для бойцов, таки пошив для них...нижнего белья (целый телесюжет в самых восторженных тонах на днях показали об энтузиастах, шьющих розовые трусы для солдат).

Много вопросов вызывают заложенные в проект бюджета -2017 суммы средств от спецконфискации, за счет которой правительство рассчитывает привлечь 10,5 млрд грн и направить их на оборону и сельское хозяйство. Конфисковать намерены деньги, украденные у страны экс-президентом В. Януковичем и его окружением, однако закон о спецконфискации Верховной Радой не принят, и многие эксперты этот источник доходов называют «непрогнозируемым» и «рискованным», высказывая сомнение даже в том, что народные депутаты нынешнего созыва за вышеназванный закон проголосуют.

«Ненадежными» называют эксперты и суммы доходов от приватизации госпредприятий. В 2017 г. правительство вновь ожидает выручить 17,1 млрд. грн от продажи госимущества, но показатель этот переходит из бюджета в бюджет, а по состоянию на 1 сентября фактические доходы от приватизации в 2016 году составили всего 59 млн грн.

Нас, простых украинцев, пояса которых стараниями Яценюка и его команды затянуты дальше некуда, прежде всего, интересуют социальные обязательства государства на год следующий. По мнению Владимира Гройсмана, и не соглашаться с ним трудно, повышение социальных стандартов должно соответствовать развитию национальной экономики. Ждать существенного экономического роста в ближайшем будущем в силу разных причин не приходится. Следовательно, и ощутимого повышения социальных стандартов нам никто не обещает: согласно проекту Госбюджета минимальная зарплата с 1 мая 2017 года увеличится до 1684 грн, минимальная пенсия — до 1312 грн; с 1 декабря 2017 года минимальная зарплата вырастет до 1762 грн, минимальная пенсия — до 1373 грн. Размеры прожиточного минимума хоть и поднимутся, к сожалению, все же не будут составлять ту сумму, на которую человек может спокойно и безбедно существовать. Не отменено и ограничение по выплате пенсий для работающих пенсионеров,

они по-прежнему будут получать 85% назначенных им сумм, что позволит Пенсионному фонду сэкономить не менее 4 млрд гривен.

Больше повезло учителям и медикам. Их должностные оклады в среднем вырастут на 20-30%. Средняя зарплата в целом по стране, по расчетам правительства, составит 5988 грн,что на 12% выше, чем в нынешнем году.

Что касается тарифов на газ, электричество, воду, тепло, прочие коммунальные услуги, то, по мнению экспертов, они будут расти. Правда, это предположительно. Все зависит от курса доллара и текущих цен на газ. Точно известно лишь то, что с 1 марта 2017 года еще на 25% вырастет тариф на электроэнергию.

На субсидии в следующем году предполагается выделить 50,7 миллиарда гривен (в этом году — 35 млрд). Число семей, которые будут получать помощь от государства в виде субсидии, вырастет при этом до 9 млн человек. Если умножим эту цифру на 3 (среднее количество членов одной семьи), то получим больше половины населения Украины. Однако в прессе уже появились публикации-предосте-

режения с перечислением причин возможных отказов в предоставлении субсидии. И это не только одноразовая покупка товара более чем на 50 тысяч гривен, при принятии решения о субсидии конкретной семье учитываться будет и уровень ее жизни, меблировка и ремонт квартиры, наличие в ней дорогой техники и прочее.

По подсчетам газеты «КП в Украине» (№ за 22-29 сентября), при весьма скромном росте в целом по стране минимальных зарплат и пенсий (на 10,1% при инфляции 8,1%), на обеспечение деятельности народных депутатов в следующем году заложена сумма на 57% больше, чем в нынешнем (987,8 млн грн). Администрации Президента в 2017 г. планируется выделить 1,7 млрд грн (в 2016-м — 1,17 млрд; рост — на 45%). Финансирование Министерства информационной политики увеличится в 2,2 раза. Также в планах увеличение финансирования министерств инфраструктуры, культуры, молодежи и спорта, соцполитики. Правда, из 166-ти выделенных миллиардов Минсоцполитики 156 пойдет на финансирование дефицита Пенсионного фонда. В то же время финансирование Министерства образования и науки уменьшится на 1,8%. Однако, по словам Владимира Гройсмана, правительство в проекте бюджета увеличило расходы на выплату стипендий более чем на 500 млн гривен, что позволит обеспечить стипендией всех имеющих на нее право студентов.

Министерство здравоохранения в следующем году получит почти на 2 миллиарда больше, чем в нынешнем. В Минздраве намерены потратить эти деньги на централизованные закупки медицинских препаратов для сердечников, диабетиков и других пациентов, получающих лекарства по специальным программам.

...Однако, как бы мы ни относились к вышеназванным цифрам и предложениям, решение дальнейшей судьбы составленного правительством документа сегодня в руках, правильнее сказать—в голосах, народных депутатов Украины. Только они вправе утвердить либо отвергнуть предложенную правительством основную смету страны, внести в нее свои коррективы, дополнить, отправить на доработку. Дискуссии только начались.

Автор: Лариса БУРЧО


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.007
Перейти на повну версію сайту