![]() |
|
![]() |
![]() |
Несколько раз в год, когда на Одессу обрушиваются затяжные ливни, многие улицы и площади города традиционно становятся «реками» и «озерами». Особенно наглядно это было видно во время последнего ливня 20 сентября. Этот мощный ливень стал причиной наводнения и многих чрезвычайных происшествий в городе. Говорят, что всего за сутки на Одессу выпала трехмесячная норма осадков, а последний раз подобное наблюдалось аж в девятнадцатом веке — в 1887 году.
От внезапно пришедшей «большой воды» пострадали и многие предприятия, чьи работники банально не смогли добраться на работу. Непогода также остановила трамваи и троллейбусы в Одессе. Первые перестали ходить потому, что на многих участках рельсы были сильно залиты водой, а вторые, кроме общей ситуации с возникшими автомобильными заторами, еще и оттого, что падающие деревья обрывали провода.
Впрочем, гораздо большие неприятности, чем упавшие деревья, одесситам доставили мощные потоки воды, с которой не справилась ливневая канализация. Многие улицы Одессы (а более всего на Пересыпи, части Молдаванки и Таирова) превратились в полноводные реки. На некоторых улицах уровень воды практически полностью скрывал легковые автомобили или же потоки воды разворачивали и несли автомобили «вплавь» по проезжей части. Кроме того, в нескольких районах автомобили проваливались под землю, причем в некоторых случаях, как в Аркадии, провалилась даже часть парковки.
С другой стороны, несмотря на уникальный по силе ливень, коммунальщики старались оперативно очищать стоки и откачивать воду с дорог. По инициативе властей на улицы вышли даже «водолазы» — сотрудники коммунального учреждения «Спасательно-водолазная служба Одесского горсовета», которые на квадроциклах помогали одесситам на самых затопленных участ-ках города.
В общем, подобные природные ЧП если кому и приносят пользу, то лишь вечно убыточным пригородным электричкам. Так как жители Суворовского района, работающие в центре города, в период сильных ливней оказываются отрезанными от своего дома из-за того, что узкий перешеек на Пересыпи, соединяющий поселок с центром, превращается в глубокое непроезжаемое озеро, то добираются домой на электричках, благо железнодорожному транспорту ни дождь, ни снег не помеха.
Однако всем было понятно, что так дольше продолжаться не может, в результате чего мэрия сделала поиск решения этой проблемы одним из приоритетных направлений своей деятельности.
«ВЕЧНАЯ» ПРОБЛЕМА
Причины того, что Одесса периодически на несколько часов превращается в Венецию, всем известны. В советские времена, к примеру, таких подтоплений в Одессе не наблюдалось. Но после того как город стал активно застраиваться, почти каждый сильный дождь стал стихийным бедствием. Например, раньше на Французском бульваре не было потопов, а теперь из-за ливня образовывается озеро. Новострои, которые возводятся без учета работы сетей, постоянно увеличивают нагрузку на дренажную систему.
Чтобы не затапливало Пересыпь и Балковскую, власти полтора года назад в первую очередь начали чистить главный буферный пруд и восстанавливать пропускную способность Румынского канала, построенного еще во время войны. Уровень ила там поднялся на 1,5-2 метра, на столько же уменьшилось водоизмещение. Без этих мер даже самые мощные насосы не смогут перекачать всю накапливающуюся воду. Канал был сильно засорен, а насосная станция нуждалась в капитальном ремонте.
Заметим, что до 2014 года все эти гидрообъекты долгое время полностью не чистились. Таким образом, из-за сильной заиленности и различного мусора пропускная способность коллекторов составляла не более 40%. В результате даже из-за небольшого дождя в самых низких точках города образовывались подтопления.
Еще одна важная проблема — серьезная халатность еще советских строителей, которые вообще не предусмотрели ливневую канализацию на поселке Котов-ского и Черемушках. Потому дождевая вода сходит там медленно, пока полностью не впитается в грунт. Плюс к этому, состояние ливневой канализации влияет и на оползневые процессы, так как чем выше уровень несобранных ливневых стоков в грунте, тем больше угроза оползней
В целом ливневая канализация лучше всего продумана только в историческом центре Одессы.
Поэтому, по предварительным выводам мэрии, чтобы улицы не затапливало после дождя- необходимо реконструировать дороги с одновременной прокладкой ливневой канализации.
Но еще хуже дело обстоит на Молдаванке и Слободке, где ливневые и бытовые стоки частично совмещены.
КАРДИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
В итоге Одесский горсовет остановился на кардинальном решении проблемы — строительстве альтернативного коллектора, который в дальнейшем полностью исключит возможность локальных наводнений центральных улиц и площадей города в период «залповых» ливневых сбросов. Об этом в ходе аппаратного совещания в мэрии сообщил первый вице-мэр Анатолий Орловский.
«Этот коллектор начинали строить еще в 1970-х годах. Строительство было приостановлено в связи с отсутствием средств. Мы планируем возобновить реализацию проекта. Для того чтобы перехватить и сбалансировать все ливневые стоки, которые скапливаются на центральных улицах города, необходимо, чтобы они уходили по коллектору через ул. Балковскую и Пересыпь прямиком на станцию биологической очистки «Северная», — отметил первый заместитель мэра.
«После сильного ливня, который обрушился на Одессу на прошлой неделе, потоками дождевой воды в ливневые коллекторы нанесло большое количество различного мусора, листьев, веток и песка. Ряд работ сейчас выполняется вручную — извлекается крупный мусор и ветки. Также для очистки ливневых коллекторов привлекается спецтехника — высоконапорная гидродинамиче-ская установка на базе автомобиля MAN и экскаваторы», — добавил вице-мэр.
По его словам, большая часть Одессы имеет систему канализации, в которую бытовые и ливневые стоки отводятся по одним трубопроводам, а аварийный сброс происходит в море. При обычной норме осадков общесплавные стоки идут в хозяйственно-бытовой коллектор, а оттуда — на станцию биологической очистки «Северная», и ливневые стоки при этом отводятся в море. Однако если осадки слишком сильные, то через аварийные сливы вода из ливневой канализации попадает в обычную.
В результате часть неочищенных стоков попадает в море, что является большой проблемой и требует скорейшей реконструкции всей системы ливневой канализации. При ливнях пропускной способности коллекторов не хватает, а на улицах Балковской, Приморской и Таможенной площади даже при небольших осадках коллектор переполняется.
В частности, как рассказал директор КП «Укрюжгипроводхоз» Олег Чижик, даже несмотря на большую работу, проделанную властями в последние годы, состояние ливневой канализации в городе остается крайне неудовлетворительным:
«Во-первых, у нас большая часть ливневой канализации сливается в море, что в современном мире недопустимо. Если вы обращали внимание, то после каждого серьезного ливня СЭС закрывает пляжи на неделю. Связано это с тем, что ливень смывает всю грязь и она попадает в море».
С другой стороны, все же не все ливневые воды в городе напрямую стекают в море. Тут больше всех повезло Киевскому райо-ну, где стоки подаются на стацию биологической очистки СБО «Южная». Там эта вода подвергается полной очистке, и выпускается в море практически дистиллированной.
«Там эта вода проходит механическую очистку, из нее удаляются крупные предметы, ветки, деревья, бумага, песок и прочее. После этого вода поступает на пруды-аэраторы. где она постепенно очищается. Осадок оседает, его удаляют, а вода, очищаясь, идет во вторичный отстойник и из него уже постепенно переходит в лоток и уже из него уходит в море», — отметил эксперт.
Поэтому, по мнению специалистов, если мы хотим получить чистый и прозрачный Одесский залив, необходимо все ливневые стоки вывести на очистные сооружения.
ТРИ МИЛЛИАРДА — С МИРУ ПО НИТКЕ
В рамках масштабного проекта Одесской мэрии предусмотрено строительство коллекторов глубокого заложения протяженностью 8,5 километра и диаметром до 3 метров, лотковых каналов шириной до 4 метров и протяженностью до 3,5 километра, демпферного пруда емкостью 72 тысячи кубических метров для перехвата ливневых залпов, а также канализационной насосной станции производительностью 24 тысячи кубометров в сутки.
Также на улице Промышленной планируется построить тоннель-коллектор с перехватом ливневых стоков в районе Дюковского парка и улицы Краснослободской. Таким образом, ливневые стоки Приморского тоннеля глубокого заложения удаст-ся направить на СБО «Северная». Для этого специалисты продлят тоннель и проведут закрытый канал к очистным сооружениям.
Кроме того, власти Одессы проводят комплекс работ по реконструкции хозфекальной и ливневой канализации, на рассмотрении находится вопрос реконструкции системы регулирования и отвода ливневого и талого стоков с территории западной части Одессы и перепуска этих вод порциями в существующий пруд парка им. Ленинского комсомола.
Концепцию реконструкции ливневой канализации разработала компания «Грандстиль». Ее представители подчеркнули, что пропускная способность новой коллекторной системы должна составить 48 кубических метров в секунду, а стоки планируется отводить на 4 километра от побережья Одессы.
Согласно данным, представленным в ходе аппаратного совещания, предварительная стои-мость проектных работ составляет 23 млн. 500 тыс. грн.
Ориентировочная стоимость реализации всего проекта обойдется в 3 млрд. грн. К его реализации с привлечением средств государственного и областного бюджетов город планирует приступить в следующем году.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |