ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
Велосипеды и беды
04.10.2016 / Газета: Одесские известия / № 78(4901) / Тираж: 18937

Все чаще на наших дорогах стала замечать еще одну категорию участников движения. И каждый раз при виде мелькающего среди автомобилей смельчака на велосипеде невольно ловила себя на мысли: «Ох, как рискует человек…».

Этим летом и сама пару раз садилась в седло, но каталась в пределах парка, где опасность для меня представляли только пешеходы. Или, скорее, наоборот – я для них. Беззаботно прокатиться на «велеке», как когда-то в детстве, – проблема и там. В парках много детей, пожилых людей, прогуливающихся со своими четвероногими питомцами. Можно невзначай наехать на пешехода, а потом пешеход «наедет» на тебя. Поэтому ни на секунду нельзя терять бдительности, надо быть предельно внимательным ко всему, что происходит вокруг.

Почему-то даже в наших городских парках (за исключением небольшого отрезка на Трассе здоровья) не предус­мотрены велосипедные полосы. А ведь велосипед в нынешнее непростое, в том числе и с экономической точки зрения, время мог бы стать для многих реальным средством передвижения, а не роскошью или забавой. Но почему-то не жалуют велосипедистов чиновники. Сколько уж раз поднималась тема велосипедных полос, в частности, в Одессе. Даже, помнится, поговаривали о том, чтобы исторический центр сделать пешеходным и велосипедным, как в некоторых европейских государствах... Но кто же пойдет на такое!

На днях в одной из соц­сетей прочла «крик души» велосипедиста, который после того, как был сбит (к счастью, все обошлось лишь синяками и ссадинами) автомобилем, не посчитавшим его равноправным участником дорожного движения, заявил, что теперь будет ездить исключительно по тро­туарам.

«Раньше я ездил по дорогам, соблюдая общие правила, где сказано, что велосипедист – такой же участник движения, как и все остальные. Теперь по собственному опыту знаю, что это лишь слова, на деле все обстоит иначе. «Молодой человек, велосипедисты должны ездить по проезжей части, а не по пешеходным дорогам!» – нередко слышу замечания от пожилых людей, бросающих на меня недобрые взгляды. Ловил на себе такие же взгляды и автомобилистов, которые то и дело норовили вклиниться в мой ряд, подрезав и сделав вид, что не заметили… Удивляют и те, и другие. Я вот ни разу не слышал, чтобы родители напутствовали своих чад, отправляющихся на велосипедную прогулку, такими словами: «По тротуарам не езди! Только по дорогам! Не мешай пешеходам!». Выходит, что мы заботимся только о самых близких, а на здоровье и даже жизнь других людей нам наплевать! Нет дела до безопасности граждан и чиновникам, которые только фиксируют ДТП. Если говорить откровенно, то ни правила дорожного движения, ни уровень культуры и сознания нашего общества не позволяют велосипедистам чувствовать себя в безопасности. Раньше я выезжал на тротуар лишь когда по дороге невозможно было проехать (машины, например, в два ряда «припаркованы»), теперь еду только по тротуару. А вернусь на проезжую часть только когда велосипедистов начнут уважать на дороге».

Это заявление вызвало довольно бурную реакцию со стороны самого широкого круга людей. Причем реакция была как положительной, так и крайне отрицательной. Выяснилось, что конфликт существует не только между водителями авто и велосипедистами, но и между велосипедистами и пешеходами. Автомобилисты жалуются на велосипедистов, мол, мешают им, путаются «под ногами» эти двухколесные «недоразумения», а пешеходы боятся стать жертвами наезда велосипедиста.

«Вредность и нетерпимость – наши враги. Пора­жаюсь, как люди быстро меняют свои взгляды, переходя из одного сообщества в другое: велосипедисты, мотоциклисты, автолюбители, пешеходы – все находятся в определенной оппозиции друг к другу, – считает одессит Игорь Тищенко – автомобилист с 20-летним стажем и велосипедист со стажем более 39 лет. – Терпимее надо быть и не терять уважения друг к другу. В каждой ситуации надо научиться ставить себя на место другого, и конфликтов сразу поубавится. Когда на автомобиле обгоняете велосипедиста впритирку, представьте его ощущения и каково было бы вам, окажись вы на его месте. Когда лавируете на мотоцикле между рядами, представьте, как трудно автомобилисту увидеть вас при маневре там, где он вас не ожидает. Пешеходам бы тоже посоветовал чуточку быстрее передвигаться по переходу и не забывать смотреть по сторонам. Поставьте себя на место автолюбителя, который едет по улице, где через каждые сто метров нерегулируемый «пешеходник» с вальяжно «гуляющими» через него гражданами. А водитель, возможно, куда-то спешит»…

Терпимости нам надо, наверное, учиться у наших европейских друзей. «20 лет уже живу во Франции. Тут проезд на машине ближе чем в 50 см (в сельской местности – 1 метр) от велосипедиста считается нарушением правил дорожного движения и карается штрафом.

Несколько месяцев ездил на работу только на велосипеде. Расстояние до работы – 4,5 км, из них метров 400 проходит по однополосной дороге. Когда я въезжаю на нее, следом едут как минимум три-пять автомобилей. Тянутся за мной на скорости 25-30 км в час, но никто не возмущается и никто тебя не оскорбляет», – поделился своими впечатлениями о воспитанности французов бывший наш земляк Валерий Таран.

Но вернемся к проблемам одесских велосипедистов.

В городе уже несколько лет существует самоорганизовавшееся сообщество «Критическая масса». Его участники выступают за развитие велоинфраструктуры и формирование равноправного отношения к велосипедистам у других участников дорожного движения.

– Мы хотим добиться всего лишь того, что уже давно существует в европейских странах, – заявляют активисты, – соблюдения правил дорожного движения всеми его участниками, взаимного уважения на дорогах, возможности создания полноценной велоинфраструктуры в городе, включающей в себя велодороги, велопарки, различные виды велосервиса.

В результате проведения трех велопробегов, организованных «Критической массой», чиновники немного прислушались к велосипедистам. На Трассе здоровья была восстановлена разметка…

Остается только пожелать, чтобы сторонники экологически чистого средства передвижения были поняты и услышаны всеми, до кого они пытаются достучаться, а в Одессе и области появились специальные велодорожки, которые сделают безопасной езду на этом неприхотливом, доступном и очень полезном для здоровья транспорте.

Автор: Вікторія Єрьоменко


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту