ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ПЕРВЫЙ В ОДЕССЕ
07.10.2016 / Газета: Время Ч / № 38(744) / Тираж: 15200

…и, конечно же, продолжая рассказ об одесских памятниках — а недавно они были отреставрированы по новейшим технологиями силами городских властей, — нельзя не упомянуть Дюка.

Казалось бы, эта скульптура настолько известна, причем всему миру, что и говорить не о чем. Однако что вы, положа руку на серд-це, вспомните о символе Одессы в первую очередь, кроме «улыбаясь Дюку, по бульвару хожу; со второго люка на него не гляжу» из песни Ганькевича?.. Вот то-то же! А ведь есть что вспомнить! И есть чем гордиться!

«НАШ ДЮК»

Это памятник герцогу де Ришелье в Одессе — Арману Эммануэлю София-Септимани дю Плесси, но одесситы называют его просто Дюком. А вы задумывались, почему? Ведь дело не только в длинном имени. Да потому, что «дюк» на латинском и есть «герцог», в романских языках это обозначение титула.

Открыт в 1828 году. Это был самый первый памятник, установленный в Одессе.

Сам де Ришелье участвовал в штурме Измаила, а спустя пять лет надолго обосновался в России. В 1803 году он стал градоначальником, а с 1805 по 1814 годы генерал-губернатором Одессы. Одесситы называли его «наш Дюк» и считали основателем города, хотя к тому времени Одессе было уже 8 лет.

Стараниями нового градоначальника город превратился в крупный торговый порт.

Когда Бурбоны вернули себе трон, Дюк уехал во Францию, где стал премьер-министром в правительстве Людовика XVIII.

Умер 16 мая 1822 года в возрасте 56 лет в Париже от кровоизлияния в мозг.

БРОНЗОВЫЙ СОБРАТ МИНИНА

И ПОЖАРСКОГО

Получив горестное известие из Парижа о кончине «нашего Дюка», граф Ланжерон обратился с призывом к населению начать сбор средств на сооружение памятника. Заступивший в мае 1823 года на пост Новороссийского генерал-губернатора, граф Воронцов заказал памятник известному скульптору Мартосу. Он стал одним из последних творений этого выдающегося русского мастера. Это его авторству — Ивана Петровича Мартоса — принадлежат такие бесценные реликвии, как памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, барельеф «Моисей источает воду из камня», бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая Казанский собор в Петербурге, памятник Великой княгине Александре Павловне, мраморная статуя Екатерины II в зале Москов-ского дворянского собрания, памятник князю Потемкину в Херсоне и множество других бесценных скульптур.

Родившись в маленьком городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины), Иван Мартос стал заслуженным ректором скульптуры Императорской Академии художеств — высшем учебном заведении в области изобразительных искусств Российской империи, преподавать его приглашали даже в Рим — колыбель скульптуры. Так что всю последующую плеяду скульпторов можно считать учениками Мартоса.

СКУЛЬПТУРА-СИМВОЛ

Ришелье Иван Мартос представил в римской тоге со свитком в руке и тремя латунными горельефами, символизирующими земледелие, торговлю и правосудие. Мало кто замечал, но в складках тоги справа на боку висит короткий римский меч, дырки на фасадной грани самого знаменитого одесского памятника — следы осколков, а на спине — следы от пуль.

Памятник был заложен 30 июня 1827 г. Скульптура и горельефы отлиты в бронзе литейными мастерами из Санкт-Петербурга. Постамент выполнен выдающимся петербурж-ским архитектором Авраамом Мельниковым и известнейшим итальянским архитектором Франческо Боффо — одним из создателей Потемкинской лестницы.

Этот монумент в стиле классицизма представляет собой поставленную на пьедестал бронзовую статую. Величина фигуры несколько больше натуральной. Квадратный в плане пьедестал с карнизом из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг (около Вознесенска), подаренный херсонским помещиком Скаронинским, отделан мастером Джерари. Основанием пьедестала служит стилобат в форме усеченной пирамиды из местного извест-няка с четырьмя ступенями из гранита.

На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и горельефы. На трех боковых сторонах — бронзовые горельефные изображения, также символизирующие торговлю, правосудие и земледелие.

Работами по установке памятника руководил архитектор Боффо.

ФЕМИДА

С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Фемида как символ правосудия и справедливости изображена в ансамбле с открытыми глазами, а не с завязанными, согласно классическому прочтению.

А Меркурий (торговля) и Церера (процветание) традиционно.

ЧУДОМ УЦЕЛЕВШИЙ

В первозданный облик памятника внесла свои коррективы и Крымская война (1853-1856 гг.): осколком ядра был поврежден постамент. Памятник чудом уцелел, а недостаток превратили в достоинство: на месте повреждения установили стилизованное пушечное ядро в память о тех событиях.

ОТЕЦ АКАЦИЙ

Так чем же еще прославился этот француз столь известного и знатного рода здесь, в Одессе?

«Едва ли история знает человека, о котором все источники отзывались бы с таким единодушным одобрением... Сплошная похвала, воздаваемая и русскими, и иностранцами деятельности Ришелье, удивляет каждого... В его деятельности нет возможности указать ни одной темной точки» (из книги, выпущенной к столетию Одессы, 1894 год).

«Цветущим в акациях» город стал благодаря Ришелье. Это он привез акацию из Италии и засадил ею город, впрочем, как и некоторыми другими деревьями, без которых трудно представить современную Одессу.

Это он добился налоговой свободы для города, что позволило Одессе стать на ноги и окрепнуть. Он вырывал по кускам Одессу как у местных бандитов, так и у правительства державы, чтоб поднять город.

Он дважды был премьер-министром Франции!

Также современники указывают на его выдающийся интеллект.

ПОКРОВИТЕЛЬ СТУДЕНТОВ

И НЕ ТОЛЬКО

В народе памятнику Дюку приписывают и мистические свойства. Выпускники школ и студенты приходят к нему накануне экзаменов, надеясь на поддержку герцога и удачу.

Существует легенда, что если прикоснуться к барельефу в виде мешочка с деньгами, символизирующему торговлю, то вскоре обретешь богатство и успех.

А уж как обожают потереть изваяние туристы! Им, безусловно, радость, а вот реставраторам впоследствии — лишняя работа. Но такова она — цена славы…

«ОН ПРОТЯНЕТ РУКУ, И ЕМУ

Я СКАЖУ:

«Я ГОРЖУСЬ…

Бронзовый Дюк, продолжая жить одесской жизнью, по-прежнему участвует во многих событиях города — пространство у памятника много лет является неформальной главной площадкой «Юморины». А с некоторых пор и Джаз-карнавала, и многих других знаковых событий.

Главному одесскому памятнику посвящают стихи и песни. Он заслуженно пользуется славой талисмана и визитной карточки Одессы.

Благодарные потомки увековечили память об отце-основателе города, назвав в его честь улицу и сад, гимназию и лицей, клуб и кинокомп-лекс, театр и футбольный клуб. «Золотой Дюк» — так называются одесские конфеты и шампанское и даже премия в области фантастики и кинофестиваль.

Как уже было сказано, «наш Дюк», — с любовью называли и называют его люди. И теперь, оглянувшись назад, в историю, можно с уверенностью сказать, что памятником этому великому человеку стал весь город. «Он протянет руку, и ему я скажу: «Я горжусь, что здесь родился, здесь и живу».

Автор: Инна БОРИСОВА


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.006
Перейти на повну версію сайту