![]() |
|
![]() |
![]() |
Сентябрьскую Одессу невозможно представить без джаза. В свой бархатный сезон она звучит меланхоличным осенним блюзом, свингует круговертью листопада. Пятнадцать лет джаз-марафон, известный в джазовом сообществе под названием Odessa JazzFest, представить было невозможно без его вдохновителя и организатора, его энергетического стержня и драйвовой, праздничной души — замечательного джазмена, композитора, педагога Юрия Кузнецова. Уходя из жизни, он просил сохранить фестиваль.
И команда Odessa JazzFest под руководством его жены, генерального продюсера фестиваля Натальи Эртновой, сделала все для того, чтобы праздник джаза в Одессе —
как бы ни было трудно — состоялся.
И по традиции шестнадцатый Международный одесский джазовый фестиваль открылся грандиозным концертом под открытым небом, прошедшим в самом центре Одессы — Городском саду. Казалось, в этот вечер здесь сконцентрировались ярчайшие эмоции, энтузиазм и публики, и музыкантов — одесситов и гостей фестиваля из разных стран. Нон-стоп джаз-марафон, несмотря на весьма ощутимую вечернюю прохладу, длился более четырех часов. Право открыть open air было предоставлено молодым одесским музыкантам проекта «Олег Субботин Бэнд» лидера группы саксофонов биг-бэнда под управлением Николая Голощапова. А затем эстафету джаз-марафона подхватили: замечательное трио Андрея Показа, пианист из Австралии Алекс Пакман, вообще-то приехавший в Одессу маму навестить, word music итальянского трио Никколо Фарачи, джаз-фьюжн грузинской группы Fusion Corporation и удивительный эксцентричный виртуоз — саксофонист-новатор из Чикаго Дерек Браун. Музыкант, используя различные приспособления — такой себе саксофонист-оркестр — исполнял не только джаз и рок, но даже... Баха. И никак не хотел уходить со сцены. Несомненно, Юрий Кузнецов с удовольствием сыграл бы с ним дуэтом.
Первый день фестиваля был посвящен памяти замечательного джазмена. Открыли концерт-посвящение совсем еще юные одесские музыканты — лауреаты премии Юрия Кузнецова. Конкурсный отбор в номинациях «вокал» и «инструментальная музыка», прошедший в Одесском училище искусств и культуры имени К. Данькевича, стал для них серьезным испытанием — ведь оценивали их импровизационное мастерство такие мэтры одесского джаза, как Алексей Петухов, Андрей Показ, Елена Шевченко.
«Для меня бессмертие — в звуках и любви» — прозвучали с экрана слова музыканта, его исповедь, записанная для последнего концерта. Благодаря великолепному проекту его ученицы — певицы, пианистки, аранжировщика Тамары Лукашовой, думается, его музыке суждено бессмертие. Проект «Киномузыка Юрия Кузнецова» объединил великолепие и мощь Национального одесского филармонического оркестра под управлением Хобарта Эрла, джазовую импровизационность и драйв квартета Андрея Показа и группы саксофонов под руководством Олега Субботина, изысканный драматичный вокал Тамары Лукашовой. И, конечно, все это музыкальное великолепие было бы невозможно без руководителя проекта — заслуженного артиста Украины дирижера Игоря Шаврука.
- Этот проект — логическое завершение моего сотрудничества с Юрой, — рассказал дирижер. — У нас было много интересных программ и совместных концертов, где исполняли классическую музыку, а Юра импровизировал, «поливал» нас джазом. Жаль, что не успели сделать этот проект вместе.
Музыка к фильмам, популярные джазовые композиции мэтра обрели симфоническое звучание — глубокое и прекрасное. А импровизации Андрея Показа на стейнвее, помнящем руки Юрия Кузнецова, напоминали исполнение маэстро. Завершил концерт пронзительный «Вальс Пьеро». Музыканты сыграли его дважды — на бис. Зал поднялся и аплодировал стоя.
- Мы хотели сделать этот проект в формате open air — для большого количества людей, — поделилась Наталья Эртнова. — Я думаю, возможно, мы его сделаем ко Дню города в следующем году.
Свое выступление посвятил памяти Юрия Кузнецова и Вадим Неселовский — музыкант, живущий в Нью-Йорке, но считающий себя одесситом. Юрия Кузнецова он называет своим учителем — учителем творческой свободы и воображения. Замечательный композитор, сочиняющий в различных стилях, потрясающий пианист, исполняющий и джаз, и академические произведения, и собственные их аранжировки, он покорил публику изысканной сложностью композиций, исполнял которые, казалось, с необыкновенной легкостью и виртуозной импровизационностью. Завершила концерт прекрасная меланхоличная пьеса, звуки которой хотелось бережно сохранить в памяти, исполненная Вадимом Неселовским в дуэте с удивительным валторнистом-импровизатором Аркадием Шилклопером. Выступление этого уникального, всемирно известного музыканта в проекте Mini Brass Band (маленький духовой оркестр) вместе с виртуозным джазовым тубистом из Нью-Йорка Джоном Сассом вызвало восторг публики. Тем более что на концерт своего кумира пришли одесские студенты-валторнисты, для которых накануне маэстро провел мастер-класс, блестяще продемонстрировав, что и на альпийском рожке — одноголосом инструменте — три звука брать можно. Этот фантастически заводной дуэт по насыщенности импровизаций, богатству тембральной палитры не уступал целому оркестру. Посвятили свой концерт музыканты Юрию Кузнецову.
- Мы мечтали сыграть дуэтом, — рассказал Аркадий Шилклопер. — Может быть, я сделаю с ним виртуальный проект.
В четырехдневном джаз-марафоне приняли участие около сотни музыкантов из двенадцати стран, представившие пятнадцать музыкальных проектов, многообразие стилей и направлений.
Свежестью романтического наива 60-х одарила публику австро-германская группа Holler My Dear, исполняющая акустический поп-фолк с элементами фанка — прелестное сочетание трубы, аккордеона, гитары, укулеле и чистого голоска вокалистки. Правда, непонятно какое отношение это имеет к джазу, но, все же, очень мило.
Прекрасный квартет из Греции Flying Jazz — с безудержным драйвом, поразительной техникой и изысканными стильными аранжировками с легчайшим намеком на аутентичность.
Добротный джаз-рок продемонстрировали музыканты из Германии и Швейцарии CLEMENS ORTH TRIO — поклонники группы «Нирвана», исполнившие в новом формате песни легенды гранжа Курта Кобейна.
Создали поистине свой звуковой космос музыканты из Литвы — трио Infiltrators, где причудливо переплелись экспериментальная музыка, фри-джаз, эмбиент...
И просто «порвал» зал дуэт французского кларнетиста Самюэля Берто и аккордеониста-вокалиста сербского происхождения Станко Маринковича. Конечно, балканская этника и клезмерские мотивы — беспроигрышный вариант. И музыканты лихо сбацали забористый фолк всеми любимого Горана Бреговича, приплясывая, подпрыгивая и даже падая на спину. И все это — не снижая бешеного музыкального темпа. Балканский вокал, как и положено, был неотразимо мужественным и страстным. А вот кларнет в замершем зале мог быть нежнейшим и тишайшим — чтобы затем вновь взорваться безудержным весельем. Неудивительно, что после концерта выстроилась солидная очередь для автограф-сессии с харизматичными музыкантами.
- Кредо нашего фестиваля — мультикультурность и открытие новых имен. И Odessa JazzFest-2016, судя по реакции ценителей джаза, заполнивших в эти дни Большой зал филармонии, площадку перед ротондой в Городском саду, с этой задачей справился, — считает Наталья Эртнова. — Все получилось — фестиваль будет жить!
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |