Международный джазовый фестиваль Odessa JazzFest впервые проходил без своего бессменного президента, пианиста, композитора, импровизатора Юрия Кузнецова.
Тон задал опен-эйр в Городском саду, где выступали чикагский саксофонист-новатор Дерек Браун, итальянский контрабасист Никколо Фараччи, грузинский фьюжн-коллектив Fusion Corporation и одесский пианист Андрей Показ со своим коллективом, австралийский пианист Алекс Пакман. Продюсер фестиваля Катерина Мальцева рассказала о курьезе: переписка с коллективом из Грузии постоянно терялась, потом находилась, и в один прекрасный день на адрес Fusion Corporation пришло электронное письмо с радостной пометкой «найденные грузины».
А первая концертная программа в Большом зале филармонии была посвящена памяти Юрия Кузнецова, ушедшего из жизни в мае нынешнего года. Голос музыканта (запись делали для его, как выяснилось, последнего концерта в Одесской опере) говорил залу о мудрых вещах, о бессмертии в звуках и любви, и создавалась иллюзия присутствия (а может, иная реальность, в которой невозможного мало).
ПАМЯТИ МАЭСТРО
Заместитель губернатора Одесской области Соломия Бобровская вручила первую музыкальную премию имени Юрия Кузнецова юным лауреатам в возрасте от 8 до 23 лет, которые накануне соревновались в номинациях «вокал» и «инструментальная музыка» определили на конкурсном прослушивании в Училище искусства и культуры имени Константина Данькевича. Награды достались ученикам детской музыкальной школы № 1 Вячеславу Литовченко (гитара) и Ане Шаталовой (вокал), студентке-вокалистке училища имени Данькевича Виктории Шостак, победительнице телешоу «Голос страны», вокалистке Ане Ткач, ударнику Якову Тарунцову. В первом отделении концерта ребята продемонстрировали свои уже яркие достижения, особенно растрогал слушателей гитарный блюз самого маленького лауреата, Славика Литовченко, причем ему аккомпанировала за роялем его сестричка Ева.
«Я ГЕНИЙ, А ТЫ КТО?!»
А дальше бенд Олега Субботина объединился с Национальным Одесским филармоническим оркестром под управлением Игоря Шаврука, чтобы исполнить программу «Киномузыка Юрия Кузнецова», и Яша Тарунцов, блеснув соло за ударной установкой в первом отделении, остался на сцене. Ученица маэстро, проживающая в Германии одесская вокалистка, композитор и аранжировщик Тамара Лукашева создала аранжировки музыки к кинофильмам «Блюстители порока», «Запах осени» и другим, к которым Юрий Кузнецов писал музыку (необязательно джазовую), и порадовала вокальными импровизациями. За роялем был одесский пианист Андрей Показ, вела концерт музыковед Елена Шевченко, которая выразила надежду, что киномузыка маэстро будет звучать и в дальнейшем. Вдова композитора, продюсер фестиваля Наталья Эртнова намерена поднять из архива все записи музыки к кинофильмам, их так много, что киномузыка может стать постоянной рубрикой джазового феста. Наталья призналась, что ее не покидает ощущение: Юрий с нами, он рад происходящему на этой сцене...
- Я прожила жизнь с абсолютным гением, — констатировала Эртнова. — Мы порой в шутку ругались: «Я гений, а ты кто?!».
К аранжировкам Тамары Лукашевой можно относиться как угодно, даже восторженно, однако в оригинальной авторской трактовке они звучали наиболее элегантно (особенно в тех эпизодах, где рояль маэстро и саксофон безвременно ушедшего Руслана Цыбульского творили чудеса). Стоит, возможно, записать диск киномузыки Юрия Кузнецова, где оригинальные записи соседствуют с посмертными аранжировками. Фортепианное соло Андрея Показа в номере «Воспоминание о регтайме» заставило вспомнить лучшие минуты общения с маэстро, за что музыканту большое спасибо.
- Это очень интересный, глубокий, правильно и продуманно аранжированный проект, — считает Андрей Показ. — Большой состав — то, что нужно для такой музыки.
- Я познакомился с партитурами, зная эту музыку понаслышке, — рассказал Игорь Шаврук. — Многим она тоже знакома, просто не знают имени автора.
Кузнецов необычайно интересно писал музыку к кино, создавая атмосферу порой лучше, чем это делали режиссеры и артисты в кадре. А еще Юрий Кузнецов прославился тем, что мастерски озвучивал немые фильмы, причем без предварительного просмотра: на фестивале «Немые ночи» садился за рояль, смотрел на экран и тут же, с юмором, в стиле эпохи «комментировал» видеоряд (однажды даже забавно залаял, когда на экране появилась маленькая рассерженная собачка). Так что тема его киномузыки неполна без внимания к его работе на «Немых ночах» — видео с записями очень украсят эту рубрику в дальнейшем, если такое возможно.
БОЖЕСТВЕННЫЙ ШИЛКЛОПЕР И ВОЗВЫШЕННЫЙ НЕСЕЛОВСКИЙ
На следующий день в филармонии царил дуэт всемирно известного валторниста-импровизатора Аркадия Шилклопера (Германия) и виртуозного джазового тубиста Джона Сасса (США). Виртуозно-ироничный дуэт двух великолепных духовиков, Mini Brass Band, как музыканты сами называют свой проект (Сасс время от времени переключался на чтение рэпа, вспоминая молодые годы в Нью-Йорке) публика не хотела отпускать со сцены. Столь элегантное сочетание валторны (в нескольких пьесах звучал складной альпийский рог, «выраставший» до неимоверных размеров на глазах зала) и тубы появилось благодаря знакомству двух виртуозов в знаменитом австрийском Vienna Art Orchestra. Аркадий Шилклопер — востребованный солист, дающий немало концертов как в родной России, так и по всему миру, в различных составах.
- Юра был для меня не просто коллегой, он был братом, — произнес со сцены Аркадий. — Наше общение всегда было теплым, добрым, я мечтал сыграть с ним дуэтом, но не получилось. Вероятно, сыграю дуэт с ним виртуальным...
В антракте музыкант рассказал о секрете своего неподражаемого позитива на сцене:
- Думаю, это секрет многих творческих людей, кто-то связывает это с выбросом адреналина в процессе общения с публикой. Я знаю знаменитых классических музыкантов Дениса Мацуева и Валерия Гергиева — это трудяги, они постоянно находятся на гастролях, успевают при этом заниматься благотворительностью... Мне в чем-то проще, чем им — у меня меньше концертов, к тому же я играю в основном свою музыку, которая написана и рождена мной, а ведь им нужно исполнить свое отношение к замыслу композитора. У меня таких задач нет, создавать музыку помогает не только опыт, связанный с приемами игры, но и эмоциональный опыт. А бывает, что во время концерта приходит какая-то подпитка из зала — и получается лучше, чем на репетиции!
На нашем фестивале Шилклопер блестяще выступал с американским музыкантом, но в то же время он ратует за самобытное развитие российского джаза, без копирования американских образцов. В этом нет противоречия.
- Мы с Джоном Сассом исполняем пьесы, в которых есть и элементы афроамериканской культуры (ритм, пульс, грув, свинг), есть и элементы русского классицизма, тут задействована, в любом случае, корневая культура, — поясняет Аркадий. — С Вадимом Неселовским мы исполняем много пьес с элементами русского фольклора. Я не против традиций, важно, насколько ты эту традицию через себя пропускаешь; не против джаза — против убийства собственной культуры, своеобразия.
Вместе с самым известным на сегодняшний день в мире джазовым музыкантом из Одессы, ныне проживающим в Штатах пианистом Вадимом Неселовским Аркадий Шилклопер исполнил в память о Кузнецове пьесу «Последний снег». Это произведение написал Неселовский, а Юрий Анатольевич хвалил, говоря, что они с Вадимом «похоже мыслят в музыке».
- Я под его влиянием находился со дня нашего знакомства, я тогда занимался в школе педпрактики при консерватории, — признается Вадим Неселовский. — Стал заниматься музыкой не из-под палки, а по-настоящему. Он изменил мою жизнь... Первое впечатление было таким: неужели на сцену можно так просто одеться: джинсы, свитер, кроссовки? Та одежда, в которой чувствуешь себя свободно? Два года назад мы приезжали в Одессу, Юрий Анатольевич был жив и представлял нас на фестивале, что для меня было чрезвычайно важно.
Неселовский на концерте даже спел проникновенную печальную песню на собственные стихи о единении с природой и побеге от суеты, а затем обратил внимание слушателей на то, что мелодия этой песни — не что иное, как поданная в другом ритме тема второй части Четвертой симфонии Петра Ильича Чайковского. Столь деликатно прикоснуться к русской классике и ввести ее в джазовое поле может только большой музыкант. Впрочем, Неселовский само определение «джаз» подвергает сомнению:
- Оно нужно тем, кто продает музыку, а сегодня благодаря интернету продавать нечего. Все доступно — можно расслабиться и получать удовольствие от творчества...
Аркадий Шилклопер также дал мастер-класс для молодых валторнистов в Одесском училище искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича, на котором щедро поделился своими секретами мастерства от специфики «выдувания» двойных нот до организационных тонкостей (оказывается, заниматься больше часа в день гениальный валторнист не видит смысла!). Шилклопер, Неселовский, Сасс и выступавший на опен-эйре Дерек Браун продолжили свой украинский тур в Виннице, Львове и Киеве, а нам остается ждать новых встреч.
ФРИ-ДЖАЗ, ПСИХОДЕЛИК, КЛЕЗМЕРСКАЯ МУЗЫКА И ХИТЫ «НИРВАНЫ»
Ну а что же вы хотели, сегодня принято расширять границы жанра. Трио Jeff Herr Corporation из Люксембурга сгруппировалось вокруг своего лидера, извлекавшего из ударных инструментов самые удивительные звуки в самых неожиданных сочетаниях. Тепло принимали слушатели международный музыкальный проект Holler My Dear (Австрия — Германия), в особенности — вокалистку и композитора Лауру Винклер (очаровательную хрупкую красотку в маленьком черном платье и в серебряных туфельках), а наличие укулеле в творческом арсенале ансамбля вызвало ностальгические ассоциации со старым Голливудом... Порадовал и греческий дуэт Flying Jazz (начало в традиционном духе переросло в энергичный, даже жесткий психоделик), а дуэт французского кларнетиста Самюэля Берто и вокалиста-аккордеониста сербского происхождения Станко Маринковича (о последнем говорили, что фильмы Кустурицы очень выиграли бы от привлечения такого музыканта) играл даже лежа!.. Своими зажигательными балканскими ритмами джазмены щедро делились и на совместных импровизациях уже после концерта, на ночном джем-сейшене в Central Bar. Трио Infiltrators из Литвы и проект немецкого пианиста Клеменса Орта добавили новых впечатлений, ведь оба эти состава экспериментируют за гранью и на грани того, что мир привык называть джазом (Неселовский, напомним, скептически относится к данному определению). Литовцы элегантно исполняли фри-джаз, а немцы — хиты Курта Кобейна в оригинальной аранжировке.
Ждем, стало быть, 17-й джазовый фестиваль в Одессе через год и надеемся на новые впечатления, открытия и находки любимых (а также пока неоткрытых для нас) музыкантов.
На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО:
- саксофонист Ян Максимович,
- контрабасист Никколо Фарачи,
- барабанщик Алессандро Росси.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |