Торшер, фотография Магомаева на книжной полке, и тут же — виниловый диск с записью песни Давида Тухманова «Я — гражданин Советского Союза» в его исполнении, в сушилке для посуды — стеклянные бутылки из-под молока... Буквально за стеной немудреного домашнего уюта — мертвящий холод служебного кабинета с неизбежным портретом вождя, красным вымпелом за высокие показатели в соцсоревновании и катушечным магнитофоном на письменном столе.
Винтажные интерьеры советских семидесятых появились в павильонах Одесской киностудии. Здесь после шестилетнего перерыва вновь снимается собственное кино. Правда, пока — копродукция украинского продюсерского центра InsightМedia, Одесской киностудии и литовского сопродюсера — кинолента «Предатель».
Съемочная группа фильма — интернациональна и талантлива. Режиссер — американец Марк Хомманд, уже сотрудничавший с украинскими кинематографистами во время перемонтажа международной версии киноленты «Иван Сила». Оператор — великолепный Риммвидас Лейпус из Литвы, снявший такие поэтические киношедевры, как «Песнь песней» и «Дом с башенкой», Евы Нейман. В одной из главных ролей — харизматичный латышский актер и режиссер Андрейс Жагарс. Ну а собрать такую удивительную команду удалось Владимиру Филиппову, продюсеру кинофильма «Гнездо горлицы», ставшего победителем национальной конкурсной программы ОМКФ-2016. Кстати, вторым режиссером этого кинопроекта стал режиссер «Гнезда горлицы» Тарас Ткаченко.
Идея проекта — снять фильм о Холодноярской республике, самопровозглашенной в 1918 году в Чигиринском уезде Киевской губернии, — появилась четыре года назад. В 1922-м эта республика была уничтожена. Операция с формулировкой «подавление крестьянского бунта» была осуществлена армейскими подразделениями и спецподразделениями ЧК.
По разным причинам фильм претерпел массу изменений и смен режиссеров: начиная от идеологических разногласий и заканчивая финансовыми проблемами, взорвавшими отечественную экономику в 2013 — 2014 годах. И, в конце концов, картина с бюджетом в 22 миллиона гривень в связи с инфляцией была просто остановлена.
- Нам нужно было перестроиться и, самое главное, найти дальнейший путь решения этой истории, потому что крупномасштабные съемки с участием военной техники были, увы, уже невозможны, — рассказал Владимир Филиппов. — За помощью мы обратились к Марку Хомманду. И предложенный им рестартинг проекта дал нам возможность использовать отснятый материал в качестве уже созданного фильма.
Одесская киностудия выступает здесь как некий образ студийного пространства того времени — начала 70-х годов, когда кинофильмы, не укладывающиеся в прокрустово ложе советской официальной идеологии, в лучшем случае «ложились на полку», получив статус запрещенных. Картина же прослеживает судьбу режиссера, отказавшегося лечь под пресс советской идеологической машины. Кстати, подобная история, по словам директора Музея кино Вадима Костроменко, произошла и на Одесской киностудии. Снятый в 1959 году Генрихом Габаем фильм «Зеленый фургон» был перемонтирован, а режиссер больше не создал ни одной кинокартины. Судьба его фактически была сломлена.
- Для меня эта история ассоциируется с фотографией времен вьетнамской войны — бегущая девочка, обожженная напалмом. Она передала всю трагедию своего времени. Это фильм о противостоянии человека и системы, о том, как человек не смог поступиться своей совестью и потому вынужден был принести себя в жертву. К сожалению, тема эта актуальна до сих пор, — убежден Марк Хомманд. — Когда режиссер берет историю, он должен четко понимать, чью точку зрения он выражает, от имени какого персонажа эту историю он хочет рассказать. Я все время искал эту правильную точку зрения, пока не встретил невероятно талантливую актрису Зою Барановскую. Убежден, — это восходящая звезда кинематографа.
Зоя Барановская исполняет в фильме главную роль — молодого режиссера монтажа, которой поручено перемонтировать «идеологически вредную» картину. Для актрисы она стала историей о бесстрашии, честности, справедливости.
- Проект очень яркий и значимый, — считает директор Одесской киностудии Андрей Зверев. — И возрождение отечественного кино я вижу именно в развитии совместного производства с достойными партнерами.
И, судя по всему, он прав. Копродукция Украины и Италии — талантливая, актуальная и, безусловно, зрительская кинолента «Гнездо горлицы» — выходит в широкий прокат 10 ноября.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.005Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |