ІА «Контекст Причорномор'я»
Одеса  >  Моніторинги
ПОРТ ЮЖНЫЙ: ТЕНДЕРНЫЙ СКАНДАЛ ЗАКРЫЛ ВОРОТА ДЛЯ CAPESIZE?
15.11.2016 / Газета: Моряк Украины / № 45(974) / Тираж: 10025

Тема пресс-конференции Максима Широкова, начальника администрации морского порта «Южный» (9 ноября), была привычной — дноуглубление. Но тендерный скандал на уровне Верховной Рады интриговал. Правомерно ли победила компания «Ян де Нул Украина», оставив в проигрыше голландскую фирму «Ван Оорд»? Жалоба в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) привела к отмене результатов торгов и новому тендеру по системе ProZorro.

Дноуглубление для порта «Южный» — это больше, чем возможность принимать суда большего объема, что повысит привлекательность порта и увеличит его грузооборот. Поэтому так необходима реализация проекта реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам. С 2012-го в порту реализуется проект для 5-го и 6-го причалов, так как их стенка может выдерживать нагрузку глубины 19 метров.

За шаг до самого глубоководного на Черном море

- Согласно проекту реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам МТП «Южный», глубина подходного канала в порт составит 21 метр, возле причальных стенок — 19 метров, — пояснил Максим Широков. — Для этого необходимо было сделать выемку 13,8 млн кубометров грунта. Четыре года назад предполагалось затратить на эти работы 1,15 млрд грн. До 2014-го было вынуто 10 млн кубов. Освоено 887 млн грн.

К 21 июня 2014-го было выполнено почти две третьих от запланированных работ, а максимальные глубины достигли 19 м, что позволило заводить суда дедвейтом 175 тыс. тонн, — отметил глава администрации порта.

- Для сравнения: до 2012-го мы принимали суда с максимальным дедвейтом 90 тыс. тонн. Администрация порта с 1 июля 2016-го отменила 50% скидки на корабельный и другие портовые сборы, в связи с возникшей возможностью обрабатывать у причалов суда с осадкой до 18,5 метров. Для бизнеса уменьшилась себестоимость груза и улучшилась его логистика, — подчеркнул Широков. — В результате по итогам июля-августа поступления от сборов увеличились более чем на 12 млн грн ежемесячно. По итогу реализации инвестпроекта дноуглубления в Южном дополнительная прибыль государства от портовых сборов может составить 150-180 млн грн, — заявил Максим Широков.

- Но пока проект завершить не удалось. Из-за роста курса доллара компания «Мебиус Констракшн Юкрейн» свернула работы. После корректировки проекта общая сумма инвестиций составила около 1 млрд грн. 29 февраля, еще до введения системы госзакупок Prozorro, был объявлен тендер на проведение дноуглубления. Предполагалось завершить его за три месяца. Но дело растянулось на полгода, — отметил Максим Широков. — Администрация порта процедуру тендера не нарушала и действовала в рамках закона.

Теряем глубину

В то же время, по сообщениям СМИ, «народный депутат Сергей Лещенко заявил, что в июле 2016-го директором компании-победителя назначили помощника депутата от «Народного фронта» Сергея Фаермарка, отдав в тендере предпочтение компании «Ян де Нул Украина», тогда как конкурент голландская компания «Ван Оорд» предлагала на 90 млн грн меньшую цену».

- История, которую раздули СМИ, надумана и не соответствует действительности, — возражал глава администрации порта. — Мы оценили предложения компаний, которые подали заявкина участие в тендере. В итоге за счет меньшего, чем у конкурентов, требования по предоплате услуг победила компания «Ян де Нул Украина», которая, кстати, входит в группу «Ян де Нул», — уверил Максим Широков. — Эта информация подтверждается и документами, и материалами сайта группы, и письмом от группы на мое имя. Выбор компании «Ян де Нул Украина» для реконструкции и дноуглубления подходного канала соответствует правовым нормам. Но из-за манипуляций жалобами, поводами для разъяснений, нам не дают завершить проект. А из-за проблем с тендерной процедурой порт не сможет провести работы в срок, — подчеркнул Максим Широков. — Порт уже с 1 января должен будет уменьшить глубины с 18-18,5 м до 17-17,5 м, что приведет к снижению доходов предприятия.

На подходе еще три тендера

Однако после рассмотрения жалобы АМКУ премьер-министр Владимир Гройсман поручил АМПУ отменить тендер на реконструкцию морского подходного канала и внутренних водных подходов к Глубоководным причалам морского торгового порта «Южный» по старой процедуре и провести ее через систему электронных государственных торгов ProZorro.

- 23 ноября будут объявлены три тендера, которые проведут через электронную площадку автоматизированной системы госзакупок Prozorro, — объяснил Максим Широков. — Такой подход позволит провести торги прозрачно и, возможно, привлечь новых потенциальных участников. Первый тендер определит подрядчика по реконструкции подходного морского канала, второй — на дноуглубительные работы, связанные с проектом компании Cargill. В районе компаний группы «ТИС» будет вестись дноуглубление до 16 метров. Третий тендер — на проведение второго этапа эксплуатационного дноуглубления на 200 млн грн, что предусматривает работы, в том числе, возле 5-6-го причалов. В нем, возможно, примет участие китайская компания.

- Результатом проекта станет доведение глубин морского подходного и внутреннего каналов до 21 м, маневровой зоны причалов №№ 5,6 — до 21 ми операционных акваторий причалов №№ 5,6 — до 19 м, — объяснил Сергей Никулин, директор «ЧерноморНИИпроекта». — Согласно плану развития порта предусмотрены также соответствующие мероприятия по углублению судоходной части операционных акваторий других причалов. Благодаря дноуглублению акватории у порта появится возможность обрабатывать и полностью загружать у причалов суда класса Capesize вместимостью более 200 тыс. тонн.

О тендере на ремонт здания управления

Вопросы вызвал также тендер на реконструкцию здания управления. По сообщению интернет-ресурса «Бизнес-Цензор», «был выбран участник компания «Укрстрой» с сомнительной репутацией».

- Тендерная процедура всегда подвергается критике, — отметил Максим Широков. — У нас действует операционный аудит, который мониторит все службы. Мы подписываем договор с победителем, если специалист аудиторской службы проверит все документы. И даст свои заключения. Процедура была абсолютно законной и публичной. Победил тот участник, который предложил меньшую цену. Сводно-сметный расчет предусматривал 21 миллион. Победитель предложил 19,5 млн. Мы получили информацию, что у участника негативное прошлое, есть уголовные дела. Мы направили официально письма в прокуратуру Мариуполя. И получили ответ, что никаких дел против предприятия не заводилось. Мы все проверили. Сегодня работы уже ведутся. В процессе проект откорректировали, и 19,5 миллионов уменьшились на 300 тысяч. Нам досталось здание в аварийном состоянии. Когда производились работы, образовались косые колонны. Фундамент был сделан на песке. И под ним скопилась вода, которую нужно было откачать. Мы вовремя-начали делать реконструкцию этого здания. И сейчас она ведется полным ходом, перед нами стоит задача получить новое двухэтажное здание. Поэтому в данной ситуации все обвинения были безосновательны, — уточнил Максим Широков.

В этом году мы уже выполнили инвестиционных проектов на сумму 320 млн грн, в самое ближайшее время планируется реализация проектов на общую сумму в 2,7 млрд грн. Эти показатели подтверждают неизменную позицию порта «Южный» как лидера портовой отрасли Украины. И то, что порт занимает первое место в стране, говорит о слаженной совместной работе портовых операторов, администрации порта и городских властей, демонстрируя эффект государственно-частного партнерства. Это как раз результат эффективного развития стратегической инфраструктуры, — заключил Максим Широков.

Автор: Инна Ищук, Анатолий Венгрук


© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
© 2005—2025 S&A design team / 0.005
Перейти на повну версію сайту