Приватизационные процессы в портах Украины набирают силу. Руководство Мининфраструктуры летом этого года сообщило, что законопроект о концессии будет разработан к ноябрю, и сейчас морские гавани страны замерли в ожидании документа, который может оказаться судьбоносным для портовиков.
Несмотря на то что ряд портов выступает против передачи предприятий в частные руки (в июне, к примеру, активисты Херсонского и Ильичевского портов провели у стен Кабинета Министров предупредительную акцию), механизм приватизации давно запущен. В конце сентября, в ходе брифинга в специализированном порту «Ольвия», замминистра инфраструктуры Надежда Казначеева заявила, что «Министерство инфраструктуры вместе с объединением «EasyBusiness» при поддержке международных финансовых организаций начинает подготовку к реализации пилотных проектов государственно-частного партнерства в инфраструктуре».
На территории Одесской области расположены семь портов, в том числе три «кита» отрасли – порты Одесса, Черноморск, Южный. Естественно, их трудовые коллективы озабочены своим будущим. Ведь в соответствии с Законом Украины № 4709-VI «О морских портах Украины», вступившим в силу более трех лет назад, они могут быть переданы в концессию на срок до 49 лет.
С учетом социальных гарантий
В руководстве старейшего предприятия отрасли недавно произошли кадровые изменения: исполняющим обязанности директора ГП «Одесский морской торговый порт» был назначен бывший директор «Укрпочты» Игорь Витальевич Ткачук.
– Многие, вероятно, с удивлением восприняли данное назначение, – говорит председатель портового профсоюза Владимир Зайков, – мол, как могли доверить порт человеку, не имеющему отношения к отрасли. Но как оказалось, Игорь Витальевич еще в конце девяностых стоял у истоков создания профсоюза перевозчиков Винницы, который защищает права водителей государственных и частных компаний. Так что нельзя сказать, что в транспортной отрасли он человек случайный. Конечно, необходимо время, чтобы новый директор ознакомился с обширным хозяйством, чем он со своей командой, собственно, сейчас и занимается. Ткачук намерен и готов решать вопросы социальной защиты портовиков.
На первой же встрече с новым руководителем мы подняли вопрос о повышении заработной платы работникам госпредприятия. Игорь Витальевич сразу же согласился с нашими аргументами, и с 1 октября зарплата возросла на 37%.
Кроме того, мы договорились, что ни один человек не будет уволен. При необходимости и только с согласия работника его переведут на другую, равноценную и не менее ответственную должность, обязательно с сохранением прежней зарплаты.
В нынешних реалиях, когда порты находятся в стадии реформирования и наметилась тенденция отстранения профсоюзов от решения проблем портовиков, нам необходимо консолидировать усилия в отстаивании интересов трудовых коллективов, совместно находить пути выхода из затруднений.
Об этом, собственно, и шла речь на недавно состоявшейся в порту конференции с участием начальника администрации Одесского порта Михаила Соколова и и.о. директора ГП «ОМТП» Игоря Ткачука. Игорь Витальевич в своем выступлении отметил, что надо не сокращать численность работников, а искать новые возможности, зарабатывать дополнительные средства привлечением инвестиций. При этом очень важно свести к минимуму необязательные, непроизводительные расходы.
Снизят ли сборы и норму отчислений?
Порты Одесской области являются градообразующими предприятиями-донорами. Но сегодня они, как и вся экономика в целом, переживают нелегкие времена. В портах Одесщины по итогам девяти месяцев этого года объемы перевалки грузов по сравнению с аналогичным периодом 2015-го сократились на 9,6%.
В Одесском порту падение по основному показателю составило 2%. Продолжается сокращение транзита. В целом по портам потеря транзитных грузов достигла 31%.
Выступая 15 июня в Николаевском морском порту, Президент Украины Петр Порошенко подчеркнул, что низкая конкурентоспособность украинских портов – следствие завышенных сборов и слабого обеспечения доступа к причалам.
После критики главы государства Министерство инфраструктуры Украины привлекло к работе международных экспертов. И как заявил в ходе прошедшей 28 октября в Киеве международной конференции «Транспоaртировка и хранение зерна в Украине-2016» заместитель директора департамента морского и речного транспорта Мининфраструктуры Украины Александр Басюк, в ноябре должна быть представлена разработанная в их ведомстве методика портовых сборов.
– Сегодня нам важно добиться отмены введенной Кабмином с 1 января нормы отчислений из прибыли портов в госбюджет, которая была повышена с 30 до 75 процентов, – продолжает Владимир Зайков. – Руководство отрасли обратилось к правительству, и несколько дней назад Министерство инфраструктуры передало на согласование в Кабмин проект постановления об отмене 75-процентных отчислений. Будем надеяться, что вскоре предприятие сможет вернуться к финансированию важных инфраструктурных проектов.
Стоит ли бояться концессии?
Мининфраструктуры не раз подчеркивало, что приватизация объектов портовой инфраструктуры после исключения государственных стивидорных компаний из перечня предприятий, запрещенных к приватизации, поможет привлечь около двух миллиардов долларов инвестиций, современные технологии и позволит ежегодно обновлять основные фонды.
Эффективность сотрудничества государства и частного инвестора в мире давно доказана. Такой опыт накоплен и в Одесском порту.
– По «инвестиционной» схеме с участием иностранных компаний в перегрузочных операциях наш порт работает с 1993 года, – напоминает Владимир Никифорович. – И по сути закон о портах только легализовал де-юре совместную деятельность в порту. Сегодня наше предприятие является одним из лидеров в морском деле. Так что инвестиционная модель развития портовой отрасли прошла обкатку и доказала свою привлекательность именно в Одесском порту.
Что же касается предполагаемого принятия закона о концессии, то, как известно, пока документ в стадии рассмотрения и доработок. Если он будет принят, профсоюз потребует, чтобы вопросы, связанные с приватизационными процессами, решались с участием трудовых коллективов и с учетом действующего в порту коллективного договора. Важно, чтобы закон был прозрачен и доступен для каждого работника.
– На мой взгляд, портовикам не следует бояться ни концессии, ни приватизации. Если это будет выгодно для развития предприятия, все будет проходить цивилизованно, с обеспечением полного социального пакета, достойной зарплаты и перспектив, то форма собственности не имеет значения. Профсоюз порта будет работать с теми, кто поддерживает социально-экономическое развитие порта. Мы заинтересованы в том, чтобы порт продолжал расти, приносить доходы и способствовал экономическому возрождению области и страны.
Как сохранить «социалку»?
По словам профсоюзного лидера, сегодня в портах остро стоит и проблема списания основных фондов.
– У нас есть объекты социальной сферы, включая оздоровительные базы, – рассказывает В. Зайков, – которые строились ранее за счет средств порта и профсоюза. В Одесском порту были построены уникальный, единственный в Украине крытый аквапарк, прекрасная база отдыха санаторного типа в Чабанке, два детских оздоровительных лагеря, один из которых, «Юный судоремонтник», достался порту по наследству от бывшего СРЗ № 1. Лагерь и сегодня успешно работает и радует наших детей.
К сожалению, и аквапарк, и базы отдыха находятся сегодня в плачевном состоянии, приносят порту и государству одни убытки.
В аквапарк, который много лет простаивал, мы попробовали вдохнуть новую жизнь, начали приводить его в божеский вид, выполнив большой объем ремонтно-восстановительных работ. Оставалось освоить порядка 15-20 процентов средств, чтобы запустить обновленный аквапарк, но… Правительство Яценюка вдруг решило запретить финансирование объектов социального назначения. В результате вложенные портом и профсоюзом средства, то есть государственные средства, пропадают.
Сегодня курорты Крыма для украинцев закрыты, и летом в Одесский регион идет большой поток туристов. Убежден, что в нашем аквапарке от них отбоя не было бы – надо только довести дело до конца, и объект начнет давать хорошую прибыль. Мы поднимали этот вопрос на разных уровнях, в Мининфраструктуры, Кабинете Министров. Столичные чиновники вроде все понимают и не против передачи профсоюзу объекта, но, уверяют они, нет пока соответствующего механизма.
Что же касается базы отдыха в Чабанке, то она была в свое время передана по договору об аренде сторонней организации, которая довела ее до разрухи. Подобная ситуация с объектами социальной сферы сложилась не только в Одесском, но и других портах Украины.
Финплан – к новому году
Ныне финансовый план портам спускают лишь в конце года. Сейчас уже середина ноября, а финплан… на 2016-й еще не принят. Новый директор порта ИгорьТкачук – человек энергичный. Надеюсь, что он выйдет на Кабмин и в ближайшее время финансовый план порта будет принят. А вообще очень хотелось бы, чтобы была восстановлена многолетняя практика, когда предприятия портовой отрасли уже в ноябре получали финансовый план на будущий год, имели время подумать и что-то скорректировать. На мой взгляд, финплан портам должен утверждаться министром инфраструктуры Украины, который и несет ответственность за вверенную ему транспортную отрасль. Он знаком с работой всех предприятий и знает, какому порту сколько выделить средств.
Пока же процесс проходит, мягко говоря, неконструктивно: при утверждении финансирования портов начинаются различные согласования, и каждое министерство старается извлечь из этого свои выгоды.
С момента принятия Закона «О морских портах Украины» прошло уже три года, и сегодня очевидно, что он требует особой доработки и корректировки. В ходе реформирования портовой отрасли профсоюзной организацией и администрацией Одесского порта были даны предложения, они переданы руководству отрасли, обобщены и, надеемся, найдут свое отражение в доработанном варианте.
В рамках реформирования морской отрасли создается Морская администрация Украины, которая, возможно, с нового года начнет свою работу.
– Я верю, что до конца года правительство поддержит создание Морской администрации, которая станет независимой структурой, реально будет влиять на политику государства в морской сфере, – заявил во время сентябрьского визита в Одессу министр инфраструктуры Владимир Омелян.
Портовики надеются, что создаваемая Морская администрация Украины будет способствовать всемерному развитию портового хозяйства.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.004Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |