![]() |
|
![]() |
![]() |
Он влюблен в Одессу и море. И, конечно, — в театр, ставший его жизнью. Своими спектаклями — а поставлено их было Народным артистом Украины Игорем Равицким только в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько более двадцати — он говорит со зрителями об общечеловеческих проблемах: предупреждает, удивляется, кричит...
Его художественным руководителем Игорь Николаевич работает уже без малого тридцать лет. И, думается, преданная любовь зрителей к этому театру — во многом заслуга его главного режиссера, отметившего недавно свой 70-летний юбилей.
Глядя его спектакли, наблюдая за работой с творческой молодежью да и просто окунаясь в необыкновенно притягательную атмосферу театра, возглавляемого Игорем Равицким вместе с его директором Заслуженным работником культуры Валентиной Прокопенко, веришь, он — режиссер от Бога. И удивляешься, узнав, что выросший в семье режиссера и актрисы, связывать свою жизнь с театром он вовсе не собирался, досыта поварившись в театральной повседневности. Хотя с малых лет был занят в детских сценах спектаклей. Деньги же, заработанные актерским трудом, тратил на книги. Мечтал о профессиях археолога, геолога, быть может, шахтера... Но отец все же подтолкнул к режиссерской профессии, — учась в 9-10-м классах, Игорь начал ходить к нему на репетиции. А окончив школу, поступил, правда, без особого энтузиазма в Киевский институт театрального искусства имени И. Карпенко-Карого на режиссерский факультет — смешанный курс учеников Леся Курбаса Ивана Чебаненко и Михаила Верхацкого. В 1969 году получил вольный диплом. Отец приглашал его в Херсон, в свой театр. Но начинающий режиссер отказался: «Не поеду, потому что ты там работаешь. Поставлю хороший спектакль — скажут, папа поставил. Поставлю плохой — скажут, он настолько бездарен, что даже папа не смог ему ничем помочь». Решил работать в театре маленького городка, где, если сумеет стать на ноги самостоятельно, — значит, будет режиссером. Выбрал Сумы, где работал с 1969-го по 1988 год. И был очень благодарен, когда в 1984-м возглавлявшие в то время Одесский украинский театр талантливый режиссер Бронислав Мешкис и директор Александр Копайгора пригласили поставить спектакль «Тевье-молочник» по
Шолом-Алейхему (пьеса Г. Плоткина) совместно с великолепным театральным художником Михаилом Ивницким и замечательным композитором Борисом Зильберглейтом. Спектакль состоялся, получив множество прекрасных отзывов. А в 1988 году
Игоря Равицкого пригласили стать художественным руководителем театра. Его приход стал стартом неутомимых поисков новых возможностей и граней сценической выразительности, неординарного репертуара. Свои спектакли здесь создают такие замечательные режиссеры, как Гедрюс Мацкявичус, Алессио Бергамо, Влад Троицкий, КЛИМ, Дмитрий Богомазов... В театре появляются две экспериментальные сценические площадки — «Сцена 38» и «Зритель на сцене». Сегодня билеты на проходящие здесь спектакли зрители раскупают за недели вперед.
- В первую очередь — это хорошая учебная площадка для актеров, — считает Игорь Равицкий. — Они должны перестроиться на совершенно другую форму контакта. Зал на тысячу мест предполагает абсолютно иной формат общения — крупные мазки, сценические планы. Здесь же — все сдержанно, скупо. Зато можно увидеть глаза актеров, услышать их дыхание.
Труппа театра постоянно пополняется молодыми талантливыми актерами — выпускниками театральных учебных заведений, наверное, всей страны. Мечтают сотрудничать с ним режиссеры из разных городов Украины. Но Игорь Николаевич принимает далеко не все предложения постановщиков.
- Надо, чтобы человек мыслил иначе, чем ты. Это дает актерам возможность попробовать себя в другом существовании. А зрителю, уже привыкшему к моей режиссерской манере, — новые, свежие впечатления. Театру необходима свежая кровь, — убежден Игорь Равицкий.
И не так давно в штате Украинского театра появился еще один режиссер — молодой выпускник Киевского национального института культуры и искусств Иван Урывский, успешно дебютировавший в формате «Зритель на сцене» спектаклем «Тени забытых предков». Сегодня он репетирует «Принцессу Турандот» — свою первую постановку на сцене большой.
В труппе театра — ученики Игоря Николаевича Евгений Юхновец и Алла Бродская, с его помощью постигавшие профессиональные секреты актерского мастерства в студии киноактера, созданной при Одесской киностудии. А молодая актриса Наталья Шевченко — выпускница театрального класса одесской школы № 37, который на протяжении не одного года с увлечением вел Игорь Равицкий, за что искренне благодарен их классному руководителю замечательному педагогу Ольге Сергеевне Кашневой, вовлекшей его в этот проект. Актерское мастерство Игорь Николаевич преподавал и студентам Одесской консерватории, и культурологам ОНУ им. И.И. Мечникова. По просьбе бывших выпускников университета создал болгарский театр, спектакли которого с успехом идут на сцене театра украинского. Грядущая премьера — «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса в постановке Игоря
Равицкого.
Идеальный спектакль, считает режиссер, он пока не создал — что-то нравится в одном, открыл нечто новое в другом... Пьесы же ставит самые разнообразные и в совершенно разных форматах: от философской притчи «Два ангела», по сути, трагедии «Семейные сцены» до ностальгической романтики «Города моего детства», гротеска «Ну, очень маленьких комедий» и откровенно дуракавалятельной всеобщей импровизации «Шинкарки». Но все же и здесь в финале сердце сжимается — до того жаль влюбленного и отвергнутого меркантильной красоткой черта. Впрочем, кажется, любой спектакль, поставленный Игорем Равицким, — даже самый бесшабашный и уморительный — заставляет задумываться о проблемах вечных, общечеловеческих, переживать их сердцем. Бывает, режиссера упрекают в переиначивании пьес. Я бы сказала по-другому: Игорь Равицкий не переделывает пьесы — переосмысливает их, раскрывая новые философские и социальные доминанты.
Виктор Шендерович, придя на «Два ангела», вообще свою бытовую пьесу не узнал, но спектакль понравился. И книгу свою он Игорю Равицкому подарил — считай, карт-бланш новых постановок и неожиданных концепций.
Критерии выбора пьесы для постановки тоже самые разные: ответом на жгучую потребность времени, спектаклем-предупреждением стала постановка «Мурлин Мурло» Николая Коляды, отражением трагикомедии абсурда современности — «Народный Малахий» Мыколы Кулиша...
- А, бывает, прочитаешь пьесу, и такое тебя щемящее чувство охватит, что хочется этим поделиться со зрителем. Вот так «Два ангела» появились, — рассказывает Игорь Николаевич. — А иногда выбираю пьесу, потому что есть в труппе очень хорошие актеры, как раз созревшие сыграть ту или иную роль.
И сегодня для замечательных актрис, по определению Игоря Равицкого, «красивого возраста» — Заслуженных артисток Украины Татьяны Глущенко, Светланы Гужвы, Галины Кобзар-Слободюк, Ирины Черкасской — он ставит пьесу белорусского драматурга Елены Поповой «Маленький мир».
- Из безумной моей любви к Одессе появился «Гамбринус» — мюзикл Марка Розовского по мотивам рассказа Куприна. В 1991 году я только приехал в Одессу, и мне очень хотелось поставить какой-то спектакль об этом городе, — делится Игорь Равицкий. — Пьесу свою Марк Розовский никому не давал — спектакль по ней ставился только в его театре «У Никитских ворот». Я поехал в Москву, и в результате долгих уговоров он все же разрешил поставить ее в нашем театре. Так появился спектакль «Гамбринус» — с любовью к Одессе.
Прошло некоторое время, и он почувствовал, что нужен очень хороший, добрый спектакль о его соседях — людях, с которыми рядом живет, о его дворе на Нежинской, 55 в его уже родном городе Одессе, который уже полюбил бесконечно, хотя за это время получал целый ряд приглашений уехать в другие города и страны.
- Я ответил — не могу. Я люблю этот город. Мне здесь хорошо и интересно. Я ему должен за то, что он меня позвал, — убежден Игорь Равицкий.
Так возник спектакль «Город моего детства» по пьесе Г. Голубенко, Л. Сущенко и В. Хаита — его второй спектакль об Одессе.
Своим долгом Игорь Равицкий считает поставить и третий спектакль, посвященный Одессе, — создать своеобразный одесский триптих, объединенный любовью к городу. И уже сегодня начал работу над пьесой по мотивам романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев».
Так что перспективные планы режиссера и театра для меня, зрителя, — интригующи и заманчивы. Уверена, долгожданную премьеру ждут аншлаг, бурные обсуждения и споры. Ведь театр, убежден Игорь Равицкий, не должен оставлять зрителя равнодушным. Даже если он что-то в спектакле не понял. В этом случае обязательно постарается понять. Они должны быть наравне — театр и зритель. Театр же обязан быть честен — вот и все.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |