![]() |
|
![]() |
![]() |
Модели древних кораблей, фотографии, артефакты, связанные с историей мореплавания, стали экспонатами выставки «История древнейшего и средневекового мореплавания Северо-Западного Причерноморья в Одесском заливе», которая открылась в Пороховой башне Карантинной аркады в парке им. Т.Г. Шевченко.
Экспозиция станет первым этапом на пути создания в Одессе Музея истории мореплавания Одесского залива, который создается силами Одесского горсовета.
Выставка, размещенная в двух залах Пороховой башни, включает восемь моделей кораблей, фотографии реконструированных судов, документы, книги об истории мореплавания, якоря и многие другие предметы, связанные с морской тематикой. Цель экспозиции — показать богатство и разнообразие морских судов, которые приходили к нашим берегам. Судовые модели, выполненные в масштабе один к пятидесяти, являются точными копиями своих исторических прототипов, которые в разное время бывали в водах Черного моря и Одесского залива. Каждое судно обозначает условную историческую эпоху. Античный период, к примеру, представлен
униремой. Это военное судно использовали для сопровождения торговых кораблей. Во времена унирем были созданы поселения древних греков Тира, Никоний на Белгород-Днестровском лимане, Ольвия — на реке Буг, Кремниски — на озере Сасык и другие. Среди экспонатов — славянская ладья, связанная с периодом Киевской Руси. История Запорожской Сечи представлена казацкой чайкой.
Организатор выставки — доктор исторических наук и основатель Центра исследований истории мореплавания Игорь Мельник. Созданием уменьшенных моделей и точных размерных копий древних судов он начал заниматься 28 лет назад, когда вместе с единомышленниками приступил к строительству 26-метровой древнегреческой диеры «Ивлия». После окончания строительства «Ивлия» совершила несколько путешествий. Потом были и другие реконструкции. Камышовая ладья «Фера», каркасные лодки «Меотида» и «Тигр», челны «Персей» и «Одиссей», средневековый полакр «Одесса», славянская ладья «Анна Ярославна». Самый крупный проект — «Мелькарт» — связан с реконструкцией финикийского корабля. Это судно выходило в Атлантический океан. Сейчас коллекция насчитывает более 60 моделей и десять реконструированных больших судов, которые базируются в разных портах. Последний проект — архаический фракийский корабль «Кадм», который сейчас стоит в Рени. Работа над проектом длилась пять лет и завершилась в текущем году. «Кадм» строился аутентичными инструментами по старинным технологиям.
Реконструкция каждого судна занимает пять-шесть лет и включает в себя несколько этапов. До пяти месяцев уходит на создание модели, по которой реконструируется большое судно. Потом начинается само конструирование, строительство судна и, наконец, плавание. Многие проекты осуществлялись параллельно. В них было занято более полутысячи человек.
- Сейчас со мной работают дети тех, с кем я начинал. А это значит, что приходят те, кто продолжит это дело. Вот когда придут уже их внуки, тогда можно уходить на покой, — пошутил Игорь Мельник.
Первую экскурсию, которую провел сам создатель экспозиции, посетил городской голова Одессы Геннадий Труханов. Мэр отметил, что коллекция Игоря Мельника представляет огромную познавательную ценность и должна быть представлена в Музее истории мореплавания Одесского залива.
- Я рад, что нам удалось не только восстановить Карантинную аркаду со всеми ее башнями, но и организовать здесь научно-познавательную миссию, наполнив ее выставками, рассказывающими об истории нашего города, — подчеркнул Геннадий Труханов.
В течение месяца, пока проходит выставка в Пороховой башне, будет рассматриваться вопрос о создании в Одессе Музея истории мореплавания Одесского залива. Устроители выставки планируют, что ее продолжением станет экспозиция реконструкций древних судов, исполненных в натуральную величину, и создание морского городка, где будут представлены модели кораблей разных эпох и народностей.
![]() Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.006Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |