Сообщив о том, что Барак Обама едет в Европу с прощальным визитом, Белый дом тут же уточнил, что президент США ограничится Грецией и Германией. Франсуа Олланда попросили, как и его итальянского, испанского и британского коллег, присоединиться к Обаме и канцлеру Германии в Берлине на собрании «шестерки». Франция, член Совбеза ООН, потеряла статус лидера Европы, пишут в «Le Figaro» журналисты Соленн де Руайе и Николя Барот.
«Обама предпочел повидаться с госпожой канцлер, имеющей высокую популярность и стоящей во главе экономически сильной страны», – соглашается один из советников французского правительства, тем самым признавая, что Франция в период предвыборной суматохи теряет свое влияние. Между тем для Меркель слабость Франции – также помеха. Госпожа канцлер отчаянно ищет союзника, который позволил бы Европе возвысить голос для разговора на равных со сверхдержавами. В феврале 2015 года Меркель добилась усмирения российского президента в Минске, привлекая к участию в переговорах Олланда. В украинском кризисе Европа говорила в унисон. С тех пор ее сила уменьшилась, нарушилось равновесие между Францией и Германией.
«По украинскому досье Ангела Меркель сейчас становится для Владимира Путина единственной собеседницей, заслуживающей доверия», – считают журналисты. Кроме привычных оппонентов, ей сейчас противостоят и набирающие силу популисты правого толка из «Альтернативы для Германии», укрепившей свои позиции на региональных выборах и сделавшей ставку на парламентские выборы в сентябре будущего года. Осложняет ситуацию давление со стороны немецкого бизнеса: по оценкам экономистов, санкции против России стоили немецким производителям в 2014-2015 годах 13,5 млрд евро, что соответствует потере 60 тысяч рабочих мест.
«Националисты-евроскептики в восторге от победы Трампа», – пишет «The Independent». Во многих европейских странах партии-аутсайдеры набирают популярность, утверждает журналистка Кэти Форстер.
«Впервые после 1945 года США выбрали президента, который не интересуется мировым лидерством», – считает журналистка «Le Monde» Сильвия Кауфман. Работать вместе с союзниками над разрешением конфликтов в Украине и Сирии, играть роль руководителя Запада, помогать Греции – всего этого нет в его программе. Он проявляет равнодушие к опоре Запада – НАТО.
Интересные оценки ситуации изложены в статье, написанной для «Foreign Policy» председателем Центра либеральных стратегий (Болгария, София) Крастевым и профессором Нью-Йоркского университета Стивеном. То, что Трамп, по пренебрежительному выражению сенатора Джона Маккейна, подлизывается к Путину, следует воспринимать лишь как способ добиться поддержки у разочарованных американских избирателей, – считают они. «Бунт популистов против американского политического истеблишмента представляет собой именно тот вид нестабильности, подпитываемый чувством несправедливости, который пугает Москву больше всего, – пишут Крастев и Стивен. – И хотя у Путина есть все основания радоваться уничижительным высказываниям Трампа в адрес НАТО, у него не вызовет такого энтузиазма то, что Трамп настаивает на увеличении военных бюджетов всеми союзниками Америки до обещанных 2%».
Кроме того, результат выборов в США в перспективе наносит удар по основной версии, легитимирующей режим Путина на фоне ухудшающихся экономических условий в России, согласно которой все российские проблемы являются результатом глобального заговора либералов во главе со США.
© 2005—2025 Інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я»
Свідоцтво Держкомітету інформаційної політики, телебачення та радіомовлення України №119 від 7.12.2004 р.
© 2005—2025 S&A design team / 0.007Використання будь-яких матеріалів сайту можливе лише з посиланням на інформаційне агентство «Контекст-Причорномор'я» |